Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание (далее Э) целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом "массовой культурой", направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в "массовой культуре".

  В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве как форме проявления духовной культуры человечества Э утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс, "... также и по законам красоты" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).

  Прекрасное в жизни — и средство и результат Э Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

  Важнейшей частью Э является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

  В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что "оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими" ("О воспитании и образовании", 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

  Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Э В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

  "Государство, — записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), — заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества". Э народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества, хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры, охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества (см. Дом народного творчества), дома художественной самодеятельности.

  Э в стране ведут многочисленные культурно-просветительные учреждения — дворцы и дома культуры (среди них — дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений), клубные учреждения, народные университеты, библиотеки. Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей — важнейшая часть их культурно-просветительной работы.

  Э народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного.

  Задачам Э служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа.

  Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художественной самодеятельности готовятся институтами культуры (см. Культуры институты, Культурно-просветительное образование).

  Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях Э является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы Э детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В составе АПН СССР имеется специальный Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т. 1—2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе и искусстве. (Сборник), 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового человека. Сб. документов и материалов (1965—1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48; Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959—60; ее же. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л.—М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; его же, О воспитании и образовании. (Избр. соч.), М., 1976; Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957—58; Программа воспитания в детском саду, 8 изд., М., 1978; Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Э школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974; Основы эстетического воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и др.), М., 1975.

  Б. Т. Лихачев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 19:47:09