|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Эмиссия | Эмиссия (далее Э) (лат. emissio — выпуск, от emitto — выпускаю), выпуск в обращение денег и ценных бумаг. В капиталистических странах Э денег производится центральными (эмиссионными) банками и казначействами. Первые выпускают кредитные деньги — банкноты (см. Банковские билеты), вторые — казначейские билеты и разменные монеты. Депозитно-чековая Э, служащая основой безналичных расчетов и значительно превосходящая по своему объему банкнотную, производится коммерческими банками. В главных капиталистических странах благодаря концентрации банковского капитала основная часть депозитов сосредоточена у наиболее мощных монополистических банков (см. Вклады).
В разных странах сложились различные эмиссионные системы, определяющие правила выпуска банкнот, размеры Э, нормы и формы ее обеспечения. В Великобритании акт Роберта Пиля (1844) устанавливал твердый лимит фидуциарной (не покрытой Э в 14 млн. ф. ст., все банкноты сверх этого лимита подлежали 100% -ному обеспечению При этом общий максимум банкнотной Э не фиксировался. Во эмиссионная система, введенная в 1870, определила общий максимум банкнотной Э, обеспеченной и не обеспеченной металлом, в 1,8 млрд. фр.; Банку предоставлялось право определять размер металлического покрытия Э (в дальнейшем максимальный лимит Э увеличивался и накануне 1-й мировой войны 1914—18 составлял 6,8 млрд. фр.). В по закону 1875 максимальный контингент не обеспеченной Э определялся в 250 млн. марок для Рейхсбанка и 135 млн. марок для 32 других эмиссионных учреждений страны; кроме того, вводился принцип "третного покрытия" банкнот: они обеспечивались металлом не менее чем на 1/3. В России в 1897 была введена эмиссионная система, по которой Госбанку разрешалось выпускать не покрытые кредитные билеты на сумму до 300 млн. руб.; в пределах до 600 млн. руб. обеспечение составляло не менее 60%, вся Э, превышавшая этот лимит, подлежала 100%-ному обеспечению В некоторых странах разрешалось превышать размер допустимой по закону необеспеченной Э при уплате так называемого эмиссионного налога. В в 1875 был введен налог в размере 5% от суммы превышения по сравнению с разрешенной законом Э В США по закону 1913 при снижении нормы покрытия с 40% до 32,5% уплачивался налог в 1%, при последующем снижении на 2,5% — 1,5% и т. д.
В начале 20 в. металлическое обеспечение банкнотной Э утратило прежнее значение. На первый план выдвинулась проблема обеспечения эластичности денежного обращения в связи с острыми денежно-кредитными кризисами, которыми сопровождались циклические колебания конъюнктуры. Повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения Э Так, закон об учреждении в 1913 Федеральной резервной системы (ФРС) США предусматривал, что не менее 40% эмитируемых банкнот должны обеспечиваться а остальные 60% — переучтенными векселями и акцептов, траттами (переводными векселями). 1-я мировая война 1914—18 вызвала огромное увеличение выпуска не обеспеченных металлом бумажных денег. Восстановленный в 20-х гг. в урезанных формах золотой стандарт потерпел крушение почти во всех странах в годы мирового экономического кризиса 1929—33. запас был передан центральными банками в стабилизационные валютные фонды казначейств и в большинстве стран перестал использоваться для покрытия внутренней Э Норма 40%-ного покрытия сохранилась в Швейцарии, 33%-ного — в Бельгии, 25%-ного — в Португалии. В США норма металлического покрытия Э, сниженная в 1945 с 40% до 25%, просуществовала до 1968, но имела практически формальное значение. Главным видом обеспечения банкнотной Э стали государственные ценные бумаги. В США, по данным на 1 января 1977, банкноты в обращении на сумму 83,7 млрд. долл. были обеспечены портфелем государственных облигаций на 97 млрд. долл., принадлежащих ФРС. В Великобритании в ноябре 1976 кредитные билеты в обращении на сумму 6646 млн. ф. ст. обеспечивались портфелем государственных облигаций, числящихся на балансе Банка Англии в сумме 8046 млн. ф. ст. Широкая Э банкнот под государственные ценные бумаги — важный фактор инфляционного роста цен и прогрессирующего обесценения денег (см. Инфляция).
Для контроля депозитно-чековой Э (более сложного, чем регулирование наличной денежной Э) банки капиталистических стран пытаются регулировать Э депозитов, ограничивая размеры кассовых резервов коммерческих банков, однако они не могут поддерживать директивно установленный темп увеличения денежной Э в условиях стихийного инфляционного денежного обращения. В Великобритании, например, в 1971—76 среднегодовой прирост денежной массы (включая депозиты до востребования) составлял, как правило, 14—19%, что в несколько раз превышало темпы роста валового национального продукта и товарооборота. Такое же положение в сфере денежного обращения Японии, Италии, Канады, США.
Э ценных бумаг (акций и облигаций) осуществляют акционерные компании в сфере промышленности, торговли, коммунальных и бытовых услуг, кредита и финансов, а также буржуазное государство (его центральные и местные органы). Кроме того, на валютном рынке данной страны могут размещать свои выпуски ценных бумаг иностранные эмитенты (акционерные компании, банки). Э ценных бумаг акционерных компаний служит одним из средств мобилизации долгосрочного капитала (т. н. эмитированный капитал). Современные монополистические концерны практикуют Э мелких акций и имеют сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы акционеров. Фактический контроль над акционерными компаниями принадлежит финансовой олигархии (см. Акционерное общество). В 60—70-х гг. все большая часть Э облигаций распределяется не в результате продажи их на рынке различным инвесторам, а путем покупки всего займа узкой группой финансовых учреждений (например, страховых компаний). В 1975 в США Э ценных бумаг частных компаний составила 53,3 млрд. долл. (в т. ч. выпуски для замены ценных бумаг, по которым истек срок, — 10,9 млрд. долл.). Из этой суммы 40,5 млрд. долл. приходилось на облигации и 12,8 млрд. долл. — на акции. Кроме того, местные органы власти эмитировали облигации на сумму в 30,6 млрд. долл. В Великобритании Э ценных бумаг частных предприятий в 1975 составила 1835,3 млн. ф. ст., в том числе 296,4 млн. ф. ст. — ценные бумаги иностранных эмитентов; выпуски местных органов власти и государственных предприятий — 1009,5 млн. ф. ст.
Неуклонный рост Э облигаций центральных правительств капиталистических стран отражает хроническую несбалансированность бюджетов, обремененных крупными государственными расходами на милитаризацию, государственно-монополистическое регулирование экономики и т. д. В США, например, задолженность федерального правительства по займам увеличилась с 45,9 млрд. долл. в 1939 до 620,4 млрд. долл. в 1976. Основной прирост Э государственных облигаций имел место в годы 2-й мировой войны 1939-45 и войны во Вьетнаме (1964—73).
Особой категорией Э ценных бумаг являются международные Э, составившие в 1976 сумму в 30 млрд. долл., в том числе выпуск иностранных облигаций в США — 1,0 млрд. долл., на денежных рынках других стран — 5,8 млрд. долл. и еврооблигаций — 14,1 млрд. долл. (последние представляют собой часть европейского рынка капиталов — 230 млрд. долл. на конец сентября 1976).
В социалистических странах Э денег (банкнот и казначейских билетов) осуществляется в соответствии с потребностями народного хозяйства и регулируется в плановом порядке. В СССР выпуск или изъятие денег из обращения производит Государственный банк СССР в соответствии с кредитным и кассовым планами. С 1922 кредитные билеты Госбанка СССР на 25% обеспечиваются и другими драгоценными металлами, а в остальной части — прочими активами Госбанка. Для оперативного маневрирования эмиссионными ресурсами в отдельных учреждениях Госбанка создаются резервные фонды кредитных билетов и монеты. Их размер регулируется лимитом, утверждаемым в целом по народному хозяйству Советом Министров СССР, а для отдельных учреждений — правлением Госбанка или республиканскими конторами. Деньги выпускаются в обращение на основе специальных эмиссионных разрешений.
Э ценных бумаг в социалистических странах ограничена выпуском облигаций государственных займов. Средства от размещения этих займов используются для развития социалистического хозяйства и финансирования социально-культурных мероприятий.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 34, 35, там же, т. 25, ч. 2; Денежное обращение и кредит СССР, М., 1976; Усоскин В. М., Финансовая и денежно-кредитная система США, М., 1976; Денежное обращение и кредит капиталистических стран, М., 1977.
В. М. Усоскин |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 15:55:24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|