Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Эмаль (покрытие)

Эмаль (далее Э) (франц. email, от франкск., smeltan - плавить), стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э (покрытие) часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э (покрытие) являются двуокись 2, борный ангидрид 23, окись 23, окись 2, окислы щелочных и щелочноземельных металлов, некоторые и др. Э (покрытие) принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э (покрытие), в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы и служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э (покрытие) и металлом. Покровные Э (покрытие), которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э (покрытие) Для приготовления Э (покрытие) смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150-1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500-1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э (покрытие) в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

  Э (покрытие) защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э (покрытие) в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на и изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов - пищевая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

  С. С. Солнцев

  Эмали художественные - украшение Э (покрытие) и изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э (покрытие) - древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э (покрытие) различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э (покрытие) заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,-передают четкие линии контура. Выемчатые Э (покрытие) заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э (покрытие) (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э (покрытие) изделие из металла покрывается Э (покрытие) и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. - огнеупорными). Э (покрытие) бывает также по скани (филиграни), гравировке, с и накладками. Наиболее ранние из дошедших Э (покрытие) - украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э (покрытие) - облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10-12 вв. была развита перегородчатая Э (покрытие) на К началу 12 в. сложились европейские школы Э (покрытие): маасская - в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали. Европейские Э (покрытие) в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца 14 - в начале 15 вв. в технике Э (покрытие) выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э (покрытие) сменяются прозрачными Э (покрытие) по гравировке с введением линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоемкая техника Э (покрытие) пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э (покрытие) известны с 7 в., получили большое развитие в 14-17 вв. Э (покрытие), украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э (покрытие) изготовлялись в 3 - 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зеленой и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э (покрытие) 12-13 вв. на и и средневековой грузинской Э (покрытие) на отличавшейся от византийской Э (покрытие) менее тонкой технической проработкой, от русских - более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э (покрытие) по скани - прозрачная многоцветная Э (покрытие) густых насыщенных тонов на изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э (покрытие) ("усольской"). Развитие расписной Э (покрытие) по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э (покрытие) (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э (покрытие) В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 - начале 20 вв. изделия с Э (покрытие) изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

  В СССР выпускают изделия с расписной Э (покрытие), с Э (покрытие) по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э (покрытие) является фабрика "Ростовская финифть" (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э (покрытие) (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

  Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Э, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI - XIX вв., М., 1974; Burger , Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, (1952); Hasenohr ., Email, Dresd., 1955.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 14:13:09