Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Эль Греко Доменико

Эль Греко (далее Э) (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, — 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействия маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано, Тинторетто).

  Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землей и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине ("Мученичество св. Маврикия", 1580—1582, Эскориал; "Погребение графа Оргаса", 1586—88, церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое Семейство", около 1590—95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.

  Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью ("Инквизитор Ниньо де Гевара").

  Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. ("Снятие пятой печати", Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Лаокоон", Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба — 1610—14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян "Вид Толедо" (1610—14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

  Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряженным вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Э. Г. в 17—19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.

 

  Лит.: Валлантен А., Э (Доменико Теотокопули), (пер. с франц.), М., 1962; Каптерева Т. П., Э, М., 1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Э, в сборнике: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; Wethey Н. Е., El Greco and his school, v. 1—2, Princeton, 1962; Cossio M. ., El Greco, Barcelona, 1972.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 15:59:47