Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Элиты теории

Элиты теории (далее Э) социально-философские концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Макиавелли, Т. Карлейль. Однако как определенная система взглядов Э были сформулированы в 20 в. В. Парето и Г. Моска (Италия). До 2-й мировой войны 1939—1945 Э получили наибольшее распространение в Италии, после войны — в США. Основные варианты Э: "макиавеллиевский" (Дж. Бернхем, США), "ценностный" (Ла Валет, структурно-функциональный (Р. Даль, С. Келлер, США), "неоэлитизм"(Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э — отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определенных типов элит); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.

  Исходный постулат Э — абсолютизация политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основной части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.

  Первоначально Э были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30—40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм ( реконструируют Э, стремясь совместить их принципы с признанием буржуазно-демократических институтов. Манхейм утверждал, что отличительная черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократический оптимум элита-массы" ("Essays on the Sociology of Culture", L., (1956), p. 200). В 60—70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Даль) и идея их "консензуса" (согласия) относительно существующей политической системы (Дай, Цайглер).

  Классовые корни Э лежат в разделении антагонистического общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определенный этап исторического развития, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Э рассматривают как всеобщий закон, следствие "человеческой природы" и технологических требований сложного производства.

  Марксистская социология показывает ненаучный характер Э, их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.

  Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Ашин Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Mosca G., Elementi di scienza politica, 6 ed., (Mil.), 1953; Dye T. R., Zeigler L. Н., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, 2 ed., Belmont, 1972; Dahl R. A., Polyarchy, Hew Haven, 1971; Prewitt ., Stone A., The ruling elites, . ., (a. o.), 1973.

  Г. К. Ашин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 02:10:34