|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Электромобиль | Электромобиль (далее Э) автомобиль с тяговым электродвигателем, получающим питание от батареи аккумуляторов (БА), чаще всего или щелочных. В начале 20 в. Э использовались в Западной Европе и США в качестве такси, почтовых фургонов, коммунальных машин, а также как легковые автомобили. Первый в России самодвижущийся экипаж был аккумуляторным (И. Романов, 1899). На Э впервые была достигнута скорость 100 км/ч (К. Женатци, 1898). Достоинства Э: бездымность, бесшумность, простота управления. Однако ограниченные скорость и запас хода из-за низкой энергоемкости (около 20 вт·ч/кг) и большой массы БА сдерживали развитие Э Начиная с 60-х гг. в связи с загрязнением воздуха и усилением шума от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) Э вновь получают распространение на городском транспорте, чему способствуют небольшой средний суточный пробег автомобилей в городе (до 100 км), ограничение скорости до 60 км/ч и возможность организации сети зарядных станций для БА. К тому же энергоемкость аккумуляторов возросла до 50 вт·ч/кг, а у подготовляемых к массовому производству и других аккумуляторов даже до 100 вт·ч/кг. Согласно прогнозам, к концу 20 в. Э займут ведущее место в городском автотранспорте.
Современные Э - специально рассчитанная на городскую эксплуатацию конструкция с облегченными (для компенсации массы БА) ходовой частью и кузовом, особой трансмиссией и удобным для смены БА ее расположением. Ток от БА, находящейся, как правило, в 1-2 контейнерах под кузовом Э, идет к двигателю через систему тиристорных блоков управления. При использовании двигателя переменного тока в систему включают его преобразователь. Двигатель ставят либо в блоке с ведущим мостом спереди или сзади, либо спереди- с карданным приводом от него к заднему мосту (рис. 1), либо (2-4 двигателя) в колесах. Восстановление запаса энергии производят на большинстве Э заменой БА с помощью особых тележек. В СССР созданы образцы грузовых Э, предназначенные для перевозки продуктов и почты в крупных городах. Такой Э грузоподъемностью 500 кг со аккумуляторами имеет запас хода без подзарядки 80 км и развивает скорость до 70 км/ч. В Э конструкции ВНИИ электромеханики и некоторых зарубежных Э имеются устройства для рекуперации электроэнергии (например, при рекуперативном торможении, езде накатом и на спусках) и для подзарядки БА (без съема ее с Э) от городской трехфазной электросети. Для устранения сложной пускорегулирующей аппаратуры в Э иногда сочетают электродвигатель с автомобильной гидротрансмиссией, которая регулирует тяговое усилие и скорость движения. Существуют также т. н. "гибридные" Э с ДВС, работающим на постоянном малотоксичном режиме, генератором, приводимым от него тяговым электродвигателем и небольшой БА (рис. 2). ДВС служит для движения с установившейся скоростью и подзарядки БА, а последняя - в качестве дополнительного источника энергии для разгона Э, преодоления подъемов, обгона. Сложность "гибридных" Э и наличие в них, хоть и малотоксичного, ДВС ограничивают их распространение. Наряду с предотвращением загрязнения воздуха и уменьшением шума в городах внедрение Э обеспечивает экономию жидкого топлива.
Лит.: Ставров О. А., Электромобили, М., 1968; Долматовский Ю. А., Э, "Моделист-конструктор", 1977, № 11.
Ю. А. Долматовский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 03:00:40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|