|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Экраноплан | Экраноплан (далее Э) (от франц. écran — экран, щит и planer — парить, планировать), экранолет, летательный аппарат, предназначенный для полета вблизи поверхности Земли (обычно на высотах, равных 0,1—0,2 ширины крыла). По характеру образования аэродинамических сил Э отличается от самолета использованием близости опорной поверхности (т. н. "эффекта экрана"), а от судна на воздушной подушке (СВП) — набегающего потока воздуха (скоростного напора), а не давления воздуха, подаваемого специальным нагнетателем под днище СВП.
Основные конструктивные особенности Э: низкорасположенное крыло для увеличения влияния эффекта экрана; малое удлинение крыла (редко превышающее 1,5— 2) — для обеспечения безопасности полета; концевые шайбы (или поплавки), расположенные с нижней стороны на концах крыльев, — для уменьшения перетекания воздуха из-под крыла (из зоны повышенного давления) наверх через концы крыла; высоко расположенное горизонтальное оперение, вынесенное за пределы влияния экрана и потока воздуха, отбрасываемого крылом,— для обеспечения продольной устойчивости Э; стартовые устройства для снижения аэрогидродинамического сопротивления при разгоне Э по воде или сопротивления трения опорных поверхностей при передвижении его по суше (щитки, закрылки, поворотные заслонки, гидролыжи, поддувные двигатели и др.). Основное достоинство Э — высокое аэродинамическое качество, достигающее 20—25, что на 25—50% выше, чем у современных транспортных самолетов. Это позволяет увеличить полезный груз или уменьшить тягу двигателя, а следовательно, и расход топлива. Почти все построенные Э рассчитаны на взлет с воды (и посадку на воду); известны Э, предназначены для эксплуатации только над сушей и не обладающие необходимой плавучестью. Некоторые из созданных Э могут летать за пределами влияния опорной поверхности (т. е. на высоте более 0,8—1 ширины крыла). Первый Э был построен в 1935 финским инженером Т. Карио. К 1978 в Финляндии, Швеции, США, Японии, ФРГ, Великобритании и СССР построено около 30 небольших опытных Э Их летно-технические характеристики, как правило, невысоки: масса 0,3—4,3 т, суммарная мощность 1—2 двигателей 16—520 л. с., скорость полета 22—250 км/ч, число пассажиров 1—6. Четыре из этих Э — ЭСКА-1 (СССР), Х-112 (США), Х-113 и Х-114 (ФРГ) — способны летать за пределами влияния Земли (например, Х-113 на высоте до 800 м).
Лит.: Белавин Н. И., Эы, Л., 1977.
Н. И. Белавин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.11.2024 12:55:51
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|