Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Биогенетический закон

Биогенетический закон (далее Б)закономерность в живой природе, сформулированная немецким ученым Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты, свидетельствующие о рекапитуляции (например, закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей), были известны еще до появления эволюционного учения Ч. Дарвина. Однако лишь Дарвин дал (1859) этим фактам последовательное естественно-историческое объяснение, установив, что стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундаментальную закономерность эволюции органического мира. Теория естественного отбора позволила Дарвину объяснить противоречивое сочетание целесообразности строения организмов с рекапитуляцией признаков далеких предков. Немецкий эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Двумя годами позже Геккель придал принципу рекапитуляции форму Биогенетический закон, схематизировав при этом дарвиновские представления. Биогенетический закон сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюционные исследования в эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.

  Вокруг Биогенетический закон развернулась продолжительная и острая дискуссия. Противники Биогенетический закон пытались истолковать Биогенетический закон в духе механицизма, витализма или безоговорочно его отвергали. Отстаивая Биогенетический закон, дарвинисты стремились углубить его содержание и освободить от схематичности. Они критиковали представления Геккеля, ошибочно разделявшего явления эмбрионального развития на 2 неравноценные группы: палингенезы, отражающие историю вида, и ценогенезы, возникшие в качестве приспособления зародышей к условиям среды и затемняющие, "фальсифицирующие", палингенезы. Несостоятельным оказалось и первоначальное представление Геккеля о прямом порядке воспроизведения в развитии особи этапов истории вида. Было показано (в т. ч. и самим Геккелем), что гетерохронии, гетеротопии, эмбриональные приспособления, редукция и другие процессы глубоко изменяют течение онтогенеза, исключая возможность прямой рекапитуляции признаков предков. Новое освещение Биогенетический закон получил в теории филэмбриогенеза русского биолога А. Н. Северцова. Явление рекапитуляции Северцов рассматривает под углом зрения закономерностей эволюции онтогенеза. Биогенетический закон расценивается им как следствие эволюции, осуществляющейся путем надставки (анаболии) конечных стадий онтогенеза; ценогенезы же являются закономерным путем эволюции вида и имеют палингенетическую природу. Вопреки мнению, будто Биогенетический закон неприложим к растениям, ряд ботаников приводил примеры рекапитуляции у растений. Обстоятельный анализ Биогенетический закон с ботанической точки зрения был проведен советским ученым Б. М. Козо-Полянским (1937); им предложена формулировка закона рекапитуляции с учетом своеобразия онтогенеза и индивидуальности растений. Дальнейший прогресс представлений о рекапитуляции, подтвердивший ограниченность геккелевской трактовки Биогенетический закон, связан с успехами эволюционной морфологии, экспериментальной эмбриологии и генетики, которые обобщены в учении И. И. Шмальгаузена об организме как целом в индивидуальном и историческом развитии.

  Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов..., Соч., т. 3, М., 1939; Мюллер Ф. и Геккель Э., Основной биогенетический закон, М.— Л., 1940; Козо-Полянский Б. М., Основной биогенетический закон с ботанической точки зрения, Воронеж, 1937; Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.—Л., 1939; Шмальгаузен И. И., Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии, М.—Л., 1942; Мирзоян Э. Н., Индивидуальное развитие и эволюция, М., 1963.

  Э. Н. Мирзоян.

  Биогенетический закон в психологии. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце 19 — начале 20 вв. были предприняты попытки использовать Биогенетический закон для объяснения механизма смены стадий в развитии психических функций и форм поведения у животных и человека. Психологи, стоявшие на этой точке зрения — С. Холл, Дж. Болдуин (США), П. П. Блонский (СССР) и др., — утверждали, что имеется соответствие между эволюцией всего живого, в частности историческим развитием общества, и индивидуальным развитием ребенка (например, соответствие между поведением первобытного человека и дошкольника, поведением человека античной эпохи и младшего школьника и т.д.). Такой подход явился одной из основ педологии. Научный анализ развития детей вскрыл ошибочность этой гипотезы и показал, что ребенок усваивает опыт человечества не на основе Биогенетический закон, а под воздействием обучения и воспитания.

  М. Г. Ярошевский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 19:05:52