|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Эйслер Ханс | Эйслер (далее Э) (Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейпциг, - 6.9.1962, Берлин), немецкий композитор и общественный деятель (ГДР), член Немецкой академии искусств. В 1919-23 изучал композицию в Вене под руководством А. Шенберга. В 1924 переехал в Берлин. В начале творческого пути находился под влиянием своего учителя. Прогрессивные взгляды, изучение марксизма и сближение с революционным движением повлекли за собой демократизацию искусства Э. Работал в тесном контакте с Э. Вайнертом, Б. Брехтом и Э. Бушем (последний стал исполнителем многих массовых песен Э.), преподавал и выступал в рабочих хоровых кружках, создал много рабочих песен, маршей, баллад актуального политического содержания ("Песня солидарности", "Песня безработных", "Песня единого фронта", "Красный Веддинг", "Коминтерн" и др.), став одним из основоположников нового стиля массовой революционной песни. Наряду с песнями создал произведения крупной формы, в том числе музыку к театральным постановкам ("Мероприятие", по либретто Б. Брехта, 1930), "Реквием памяти Ленина" (1937). После фашистского переворота эмигрировал. С 1938 жил в США, работал в Голливуде, в 1948 был выслан из США по обвинению в "антиамериканской деятельности". С 1948 жил в Берлине, став активным участником строительства музыкальной культуры ГДР. С 1950 вел класс композиции в Немецкой академии искусств, теорию музыки в Высшей музыкальной школе (ныне носит его имя), был в числе основателей Союза композиторов и музыковедов ГДР. Среди наиболее значительных произведений Э. - кантаты "Немецкая симфония" (1937), "Серенада века" (1950), "Ковровщики из Куян-Булака" (1957), симфонический триптих "Песня о мире" (1951). Для лучших произведений Э. характерно соединение интонаций массовых и революционных песен с многообразными средствами музыкальной выразительности. Он использовал полифонию и атональную музыку, элементы джаза, интонации нар. песен. Большое значение в вокальной музыке Э. имеет ритмическое начало как организующий фактор музыкальной формы, широко используется речитатив, в симфонической музыке - сложная и изысканная оркестровка. Автор Национального гимна ГДР (слова Б. Брехта). Национальная премия ГДР (1949, 1958).
Лит.: Друскин М., Ганс Э и рабочее музыкальное движение в М., 1934; Реблинг Э., Ганс Э, "Советская музыка", 1957, № 6; Нестьев И., Ганс Э и его песенное творчество, М., 1962.
М. М. Яковлев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:04:06
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|