|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Эйдос | Эйдос (далее Э) (греч. éidos — вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл — "конкретная явленность", "телесная или пластическая данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и преимущественно "прекрасную наружность". В античной натурфилософии Э понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э выступал как сущность, правда, так или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э — "внешнее" и "внутреннее" и т.д., вплоть до значения субстанциальной идеи, которое для него особенно характерно. У Аристотеля Э употреблялся также и в значении "формы". В стоицизме и неоплатонизме Э имеет разнообразные значения (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).
В феноменологии Э Гуссерля этот термин, отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслит. абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.
Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 135— 281; его же, История античной эстетики, (т. 3) — Высокая классика. М., 1974, с. 318— 361; Ritter С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, . 228—336; Hartmann ., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, ., 1941.
А. Ф. Лосев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 20:27:37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|