|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Эвристика | Эвристика (далее Э) (от греч. heurésko — отыскиваю, открываю),
1) специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в психологической и кибернетической литературе эвристические методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как индуктивные методы решения задач.
2) Организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом смысле Э понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с. помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие метатеорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.
3) Способ написания программ для ЭВМ (эвристическое программирование). Если при обычном программировании программист перекодирует готовый математический метод решения в форму, понятную ЭВМ, то в случае эвристического программирования он пытается формализовать тот интуитивно понимаемый метод решения задачи, которым, по его мнению, пользуется человек при решении подобных задач. Как и эвристические методы, эвристические программы не обеспечивают абсолютного достижения поставленной цели и оптимальность получаемого результата.
4) Наука, изучающая эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Ее основной объект — творческая деятельность (см. Творчество); важнейшие проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К. Линнея). Э как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.
5) Специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший название "мозговой штурм") основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.
Лит.: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., 2 изд., М., 1975; Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Мышление и автоматы, М., 1972; Пушкин В. Н., Э — наука о творческом мышлении, М., 1967; Управление, информация, интеллект. (Сб. ст.), М, 1976.
Д. А. Поспелов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:25:20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|