|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Щедрин Сильвестр Феодосиевич | Щедрин (далее Щ) Сильвестр Феодосиевич (2(13).2.1791, Петербург, — 27.10(8.11).1830, Сорренто), русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Ща, племянник пейзажиста С. Ф. Ща. Учился в АХ в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).
Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щ. перестает преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже ("Колизей", 1819, Третьяковская галерея, Москва). В серии видов "Нового Рима" (1823— 1825) передает вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щ. к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру, единой тональности. В картинах "Малая гавань в Сорренто", "На острове Капри" (см. илл.), "Вид Сорренто близ Неаполя" (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия "Террасы в Сорренто" (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряженность цвета, подчеркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828—30-х гг. и особенно в картинах "Лунная ночь в Неаполе" (1828—29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.
Пейзажи Щ. близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Соч.: Письма из Италии, М.—Л., 1932.
Лит.: Коноплева М., С. Ф. Щ, в сборнике: Материалы по русскому искусству, т. 1, Л., 1928; Федоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX века, М., 1953.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:02:32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|