Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шуберт Франц Петер

Шуберт (далее Ш) (Schubert) Франц Петер (31.1.1797, Лихтенталь, близ Вены, — 19.11.1828, Вена), австрийский композитор. Род. в семье школьного учителя. Его первыми музыкальными наставниками были отец (скрипка), старший брат Игнац (фортепьяно), регент приходской церкви М. Хольцер (пение). В 1808 Ш. был принят "певчим мальчиком" в придворную капеллу; с ним занимались В. Ружичка (генерал-бас), а затем (до 1816) А. Сальери (контрапункт и композиция). В 1813—14 Ш. прошел курс в учительской семинарии, после чего работал помощником учителя в школе своего отца (до 1818), затем ушел из семьи. В течение ряда лет Ш. давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно. Вокруг Ш. сложился кружок друзей — поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, худ. М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Ш. стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Ш.; такие вечера назывались "шубертиадами". С 1821 произведения Ш. начали издаваться. Изредка, главным образом в летние месяцы, Ш. выезжал за пределы Вены. В 1818 и 1824 в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази он побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 посетил Грац. Песни Ш. приобрели большую известность. В 1823 он был избран почетным член Штирийского и Линцского музыкальных союзов. 26 марта 1828 в Вене состоялся концерт из сочинений Ш., имевший большой успех. Осенью того же года Ш. заболел брюшным тифом и скончался.

  Живший в эпоху жестокой меттерниховской реакции в Австрии, Ш. явился первым крупнейшим представителем музыкального романтизма. В своих сочинениях он стремился воссоздавать отсутствующий в жизни светлый идеал, запечатлевал тоску по нему, страдания человека в чуждой и враждебной ему общественной обстановке. Сердечность, задушевность музыки Ш., свойственные ей непосредственность, "открытость" выражения определялись и личными качествами композитора. Музыка Ш. тесно связана с народным искусством Австрии (хотя Ш. редко использовал в своих сочинениях подлинные народные темы), с бытовой музыкой Вены; нашел отражение в ней и фольклор входивших тогда в Австрийскую империю венгров, славянских народов. В музыке Ш. главенствует мелодия, большое значение имеют колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки. При всей новизне своей музыки Ш. сохранил тесную связь с традициями венской классической школы.

  Важнейшее место в творчестве Ш. заняла песня для голоса и фортепьяно (немецкий Lied; жанр, соответствующий романсу в русской музыке). Этот жанр Ш. сделал способным к воплощению глубокого содержания за счет более тесного единения слова и музыки, роста значительности и индивидуализации музыкальных образов. Вокальная мелодия в песнях Ш. (нередко включающая речитативные элементы) большей частью заключает в себе целостное музыкальное обобщение. Партия фортепьяно имеет важное выразительное, а часто и музыкально-изобразительное значение. Ш. развил и обогатил прежние типы песен, создал новый тип песни сквозного развития с объединяющим целое варьируемым мотивом в партии фортепьяно а также первые зрелые образцы песенного цикла. В песнях Ш. (около 600) представлены стихотворения около 100 поэтов. Для каждого крупного поэта композитор находил соответствующие поэзии стилистические приемы. Наибольшее значение для песенного творчества Ш. имели И. В. Гете (около 70 песен, в том числе "Лесной царь", "Гретхен за прялкой"), Ф. Шиллер (свыше 40, в том числе "Жалоба девушки", "Группа из Тартара"), В. Мюллер (песенные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), Г. Гейне (6 песен, в том числе "Двойник"), И. Майрхофер (47 песен). Выдающиеся песни композитор создал и на тексты К. Ф. Д. Шубарта ("Форель"), Ф. Л. Штольберга ("Баркарола"), М. Клаудиуса ("Девушка и смерть"), Г. Ф. Шмидта ("Скиталец"), Л. Рельштаба ("Вечерняя серенада", "Приют"), Ф. Рюккерта ("Привет", "Ты мой покой"), а также М. Коллина, Я. Н. Крайгера, Ф. Шобера ("К музыке"), В. Скотта ("Ave Maria"), У. Шекспира ("Утренняя серенада").

  К песням Ш. примыкают квартеты для мужских и женских голосов, хоры, произведения типа кантат и ораторий. В духовных сочинениях, из которых особенно значительны 2 последние мессы (1819 и 1828), Ш., подобно И. С. Баху, выражал простые человеческие чувства. Завершенные композитором 3 оперы и 6 зингшпилей при его жизни не ставились и не стали репертуарными, главным образом из-за плохих либретто. 3 драматические пьесы, к которым Ш. написал музыку, не удержались на сцене, однако увертюра и танцы из музыки к пьесе Х. Шези "Розамунда..." (1823) широко исполняются.

  В инструментальных произведениях Ш. часто использовал напевные, закругленные лирические темы песенного типа, которые разрабатывал главным образом как целое, давая им различное "освещение". Из 7 завершенных симфоний Ш. последняя (до мажор, окончательная редакция — 1828) выдержана в героико-эпических тонах. Это величественное сочинение, по словам В. В. Стасова, поистине гениальное "по вдохновлению, по силе, по порыву, по красоте, по выражению „народности” и „народной массы”...". Углубленным психологизмом насыщена двухчастная лирико-драматическая "Неоконченная" симфония си минор (1822). Из концертных увертюр популярность приобрели 2 "увертюры в итальянском стиле" (1817).

  Многие камерные инструментальные сочинения Ш. связаны с распространенным тогда в Австрии домашним музицированием, в том числе жизнерадостный фортепьянный квинтет "Форель" (1819), в предпоследней части которого варьируется тема одноименной песни. Ряду сочинений присущи черты оркестральности. Наиболее значительны струнный квинтет до мажор (1828) и 3 последних струнных квартета — ля-минорный (1824), ре-минорный, включающий вариации на тему песни Ш. "Девушка и смерть" (1824—26), и соль-мажорный (1826). Фортепьянная музыка — одна из основных областей творчества Ш. В фортепьянных сонатах Ш. испытал влияние Л. Бетховена, однако нашел собственную трактовку жанра. Лучшие из них — сонаты ля мажор (1819), ля минор (1823), ля минор, ре мажор, соль мажор (1825), си-бемоль мажор (1828). В фантазии "Скиталец", в которой использована тема одноименной песни, Ш. намечает структуру симфонических поэм Ф. Листа. "Экспромты" (11, 1827—28) и "Музыкальные моменты" (6, 1818—28) — романтические фортепьянные миниатюры, предвосхитившие характерные черты фортепьянной музыки Ф. Шопена и Ф. Листа. Фортепьянные танцы Ш. — вальсы, лендлеры, "немецкие", экосезы, галопы (более 400) — важный шаг на пути к поэтизации танца. Ш. создал также многие сочинения для фортепьяно в 4 руки, в числе которых фантазия фа-минор (1828), Венгерский дивертисмент (1824), вариации, марши, полонезы и др.

  В некоторых сочинениях Ш. последних лет ("Зимний путь", песни на тексты Гейне) углубились драматические, даже трагические настроения. Однако и в эти годы им противостояли произведения (включая песни), исполненные энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Ш. получил признание главным образом как автор песен; многие его крупные инструментальные сочинения были впервые исполнены через десятилетия после смерти ("большая" симфония до мажор в полном объеме впервые прозвучала под управлением Ф. Мендельсона в 1839, "Неоконченная" симфония в 1865). Лишь к началу 20 в. стали понимать, что Ш. велик не только в песне, но и в инструментальной музыке.

  Соч.: Werke. Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe, 41 Bd, Lpz., 1884—97 (факсим. переизд., v. 1—19, . .—Wiesbaden, 1965—69); Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Ser. 1—8, Kassel—(u. a.), 1964¾1977— (по 1977 вышло 15 т. разл. серий; изд. продолжается).

  Лит.: Венок Шу. 1828—1928. Этюды и материалы, М., 1928; Глазунов А. К., Франц Ш. Очерк, Л., 1928; Дамс В., Франц Ш, пер. с нем., М., 1928; Жизнь Франца Ша в документах, М., 1963; Воспоминания о Ше, М., 1964; Гольдшмидт Г., Франц Ш. Жизненный путь, пер. с нем., 2 изд., М., 1968; Хохлов Ю., О последнем периоде творчества Ша, М., 1968; его же, Ш. Некоторые проблемы творческой биографии, М., 1972; Музыка Австрии и XIX века, кн. 1, М., 1975; Franz Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. von . E. Deutsch, Bd 3, Sein Leben in Bildern, Münch,— Lpz., 1913; Mies ., Franz Schubert, Lpz., 1954; Schubert. Die Dokumente seines Lebens, gesammelt und erläutert von . E. Deutsch, Kassel, 1964; Deutsch . E., Wackeling D. R., Schubert. Thematic catalogue of all his works in chronological order, L., 1951; Einstein A., Schubert, . ., 1951; его же, Ein musikalisches Porträt, Z., 1952; Vetter ., Der Klassiker Schubert, Bd 1—2, Lpz., 1953; Schubert. Die Erinnerungen seiner Freunde, hrsg. u. erläut. von . E. Deutsch, 2 Ausg., Lpz., 1966; Brown M. J. E., Schubert, A critical biography, L., 1958; его же, Essays on Schubert, L.—. ., 1966; Reed J., Schubert. The final years, L., 1972.

  Ю. Н. Хохлов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 11:19:14