| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Шпрангер Эдуард |  | Шпрангер (далее Ш) (Spranger) Эдуард (27.6. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, - 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ-идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920-46), Тюбингена (с 1946). В 1944 был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. Философские взгляды Ш. сложились в русле идей В. Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Г. Риккерта. В основном философском сочинении "Формы жизни" (1914) развивал идеи целостной ("структурной") психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения "наук о духе" и "наук о природе"- противополагал естественнонаучной "психологии элементов". "Духовнонаучная", или понимающая психология должна рассматривать душевный процесс как некоторую целостность в его смысловых связях, т. е. в его включенности в определенное содержание культуры. Единств. путем познания любых духовных форм Ш. считал постижение индивидуальной структуры духа. Призывая освободиться от "социологической иллюзии" - сведения науки, искусства, нравственности и религии к общественным силам, Ш. признавал неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводил не формам обществ. отношений, а "лично-человеческому" и "предметно-культурному" содержанию, развертывающемуся в этих формах и определяющему их ценность. 
 Автор работ по теории и истории педагогики (в т. ч. о В. Гумбольдте, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеле), "Психологии юношеского возраста" (1924, рус. пер. см. в сборнике "Педология юности", 1931) и др.
 
 Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-, Tübingen, 1969-.
 
 Лит.: Neu Т., Bibliographie E. Spranger, Tübingen, 1958; E. Spranger. Sein Werk und sein Leben, Hdlb., 1964; Paffrath . ., E. Spranger und die Volksschule, Bad Heilbrunn, 1971.
 
 Ю. Н. Попов.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 09:04:57 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |