|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Широкоформатное кино | Широкоформатное кино (далее Ш) вид кинематографа, основанный на использовании для съемки и показа фильмов кинопленки шириной от 50 до 70 мм. Практическое применение Ш получило с середины 50-х гг. 20 в., после того как опыт съемки и демонстрирования 35-мм широкоэкранных фильмов (см. Широкоэкранное кино) с использованием анаморфотной оптики (см. Анаморфирование) показал, что выигрыш в размерах изображения достигается ценой некоторого снижения его качества. Создание Ш ознаменовало новый этап в развитии кинематографа, характеризующийся существенным увеличением масштаба экранного изображения и улучшением его качества, достигнутым благодаря использованию кинопленки двойной (по сравнению с обычной) ширины, более совершенной широкоугольной оптики и системы 6-канальной стереофонической записи и воспроизведения звука (см. Стереофоническая звукозапись). В некоторых системах Ш наряду с широкой кинопленкой одновременно применяют и анаморфирование изображения.
Начиная с 1955 в США и СССР был предложен ряд систем Ш ("Тодд-АО", "Супер-Панавижн", "Ультра-Панавижн", советская система Ш и др.), получивших значительное распространение в современной кинематографии.
Система Ш "Тодд-АО" разработана американской оптической компанией (АО) совместно с продюсером М. Тоддом. Съемка ведется на 65-мм негативную пленку при скорости 24 кадр/сек (570 мм/сек). Площадь кадра, рассчитанного по высоте на 5 стандартных перфораций, примерно в 3,5 раза больше площади обычного кадра (на 35-мм кинопленке). Фильмокопии печатаются на 70-мм цветной позитивной пленке, имеющей такие же перфорации, как и негативная. Увеличенный размер позитивной пленки позволяет размещать на ней 6 звуковых дорожек, не изменяя размера самого изображения; 5 дорожек предназначены для стереофонического воспроизведения звука с помощью громкоговорителей, установленных за экраном, 6-я — для создания звуковых эффектов в зале кинотеатра. Соотношение сторон кадра на совмещенной фильмокопии 1:2,2. Первый американский фильм, снятый по системе "Тодд-АО", — "Оклахома", начал демонстрироваться в конце 1955.
Система Ш "Супер-Панавижн", созданная в 1958 оптической фирмой "Панавижн" (США), по своим техническим характеристикам аналогична системе "Тодд-АО". Основное отличие состоит в конструкции широкоформатных съемочных камер (стационарной и ручной) и особенно в наборе высококачественной съемочной оптики.
Система Ш "Ультра-Панавижн", разработанная в 1962 киностудией "Метро-Голдвин-Майер" (США) совместно с фирмой "Панавижн", основана на использовании для съемки 65-мм кинопленки (с теми же параметрами кадра, что и в системе "Тодд-АО") и анаморфотной проекционной оптики с малым коэффициентом анаморфирования (1,25), что позволяет получать широкоформатные копии с соотношением сторон 1:2,75. С полученного негатива способом оптической печати можно изготовить фильмокопии всех видов. Копии печатаются на 70-мм кинопленке. Основное достоинство системы "Ультра-Панавижн" — создание эффекта участия, близкого к панорамному кино, без использования сложной и громоздкой аппаратуры.
Советская система Ш, разработанная Кинофотоинститутом (НИКФИ) и киностудией "Мосфильм", основана на использовании для съемки и копирования фильмов кинопленки одинаковой (70-мм) ширины, что существенно упрощает процессы ее изготовления и обработки, обеспечивает совместимость со многими зарубежными системами Ш и т. о.— возможность взаимного обмена фильмами. Советская система Ш предусматривает также использование 6-канальной фонограммы на совмещенной фильмокопии (см. рис.). В 1961 на экраны вышел первый советский широкоформатный художественный фильм "Повесть пламенных лет" (студия "Мосфильм"). Для показа 70-мм широкоформатных фильмов служат универсальные кинопроекционной аппараты, применяемые также при демонстрировании 35-мм широкоэкранных и обычных фильмов, как с фотографическими, так и с стереофонограммами.
Ш существенно обогатило изобразительные средства кинематографа, особенно при съемке больших (т. н. постановочных) художеств. фильмов. Увеличенная площадь кадра (при благоприятном соотношении его сторон 1:2,2) позволяет сохранить необходимую резкость изображения при демонстрировании кинофильмов на больших и сверхбольших экранах. Использование совмещенной фильмокопии (с изображением и многоканальным стереофоническим звуком) создает у зрителя впечатление подлинности (естественности) показываемых на экране событий.
Лит.: Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972; Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1974; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, 2 изд., М., 1975.
М. З. Высоцкий.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 05.11.2024 22:55:24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|