Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шимановский Кароль

Шимановский (далее Ш) (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, Тимошовка, на Украине, — 29.3.1937, Лозанна), польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Учился в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (до 1900) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901—05 брал уроки у М. Завирского (теория музыки) и З. Носковского (композиция) в Варшаве. В 1905 стал членом "Издательского товарищества молодых польских композиторов", получившего вскоре назв. "Молодой Польши в музыке". Творчество Ш. условно делят на периоды, которые приблизительно совпадают с 1-й мировой войной 1914—18 и становлением польского государства. На формирование творческого стиля Ш. вместе с воздействием польской и русской музыкальных культур (Ф. Шопен, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин) оказало влияние знакомство (в разные периоды творчества) с музыкой Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, Г. Малера, И. Ф. Стравинского и восточной культурой (во время поездок в Алжир и Тунис, 1914). В 1900—10-е гг. Ш. концертировал за рубежом, исполняя в авторских концертах свои фортепьянные пьесы; многие из них получили известность, в том числе 3 поэмы для фортепьяно "Метопы" (1905) и 2-я соната (исполнялись также Г. Г. Нейгаузом). Среди других сочинений 1-го, наиболее продолжительного и стилистически разнородного периода творчества, — Концертная увертюра для оркестра (1905, 2-я ред. 1912), 2-я симфония (1910), ряд пьес для скрипки с фортепьяно, песни на слова древневосточных, немецких и польских поэтов. В 1911—14 Ш. жил в Вене, совершал поездки по Италии и Сицилии. В "военный" период Ш. находился главным образом в Тимошовке, выезжая для выступлений в Киев, Москву, Петроград. В творчестве этих лет сказывается интерес Ш. к восточной поэзии и философии. Используя колористические находки французских импрессионистов, Ш. создал собственный стиль, сочетающий звуковую красочность и богатство оркестровки с близкой музыке Скрябина эмоциональной экстатичностью (3-я симфония "Песнь о ночи" для голоса, хора и оркестра на слова средневекового персидского поэта Руми, 1916; "Мифы", 1915, и "Маски", 1916, для скрипки с фортепьяно; 3-я соната для фортепьяно, 1916—17; 1-й концерт для скрипки с оркестром, 1916; 1-й струнный квартет, 1917; опера "Король Рогер", 1918—24, пост. 1926, Варшава, и др.). В 1917—18 участвовал в концертах для рабочих и солдат в Елизаветграде. В конце 1919 Ш. поселился в Варшаве, написал ряд статей об эстетической роли искусства и музыкальной критики, о Шопене, Скрябине, Стравинском, М. Равеле и других композиторах. В 1920—21 Ш. гастролировал со скрипачом П. Коханьским в США (в т. ч. во Флориде) и на Кубе. С 1922 жил подолгу (периодически) в Закопане, изучал местный музыкальный фольклор (р-н Подгалья). Для последнего (фольклорного) периода творчества (1920—37) характерна опора на национальный, преимущественно гуральский, фольклор — вокально-хореографическая поэма "Атаманы" ("Харнаси", основана на гуральском музыкальном материале, 1923—31, пост. 1934, Прага; 20 мазурок, 1924—26) и др. В 1927—29 и 1930—33. Ш. занимался педагогической деятельностью (был ректором Варшавской консерватории), где проводил реформу музыкального образования. В 1933—36 гастролировал в Скандинавии и других европейских странах, выступал в Москве и Ленинграде. В 1928—30 (с перерывами) и в 1936—37 находился на лечении в Австрии и Швейцарии. В последних произв. Ш. заметна тенденция к большей мелодической и гармонической ясности, простоте фактуры, прозрачности оркестровки и в то же время к ладогармоническому своеобразию, которое создавалось благодаря сочетанию современных приемов письма с претворением традиций народного национального музыкального искусства ("Stabat Mater", 1926; 2-й концерт для скрипки с оркестром, 1933; "Курпевские песни", 1929 и 1932; 4-я концертная симфония, с фортепьяно, 1932). Крупнейший польский композитор 20 в., Ш. заложил основы современной польской композиторской школы.

  Соч.: Избр. статьи и письма, М., 1963.

  Лит.: Хоминьский Ю., Ш и Скрябин, в кн.: Русско-польские музыкальные связи, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 375—433; Golachowski ., Karol Szymanowski, 2 wyd., ., 1956; Lobaczewska ., Karol Szymanowski, Kraków, (1950); Chominski J. M., Studia nad twórczošci . Szymanowskiego, (Kraków), 1969: Chylinska Т., Szymanowski, 3 wyd., Kraków, 1973.

  О. В. Левтонова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 20:44:07