|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих | Шиллер (далее Ш) (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Ш. познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. поэтов "Бури и натиска". На формирование общественно-политических взглядов Ш. повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия "Разбойники" (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод. порядков в Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Ш. выпустил поэтическую "Антологию на 1782 год", большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения "Заговор Фиеско в Генуе" (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление "Разбойников" подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Ш. бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму "Луиза Миллер" (впоследствии названа "Коварство и любовь"), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.
Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремленный и общественно действенный характер. Особенно велико значение "Коварства и любви" (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени — между бесправным народом и правящей аристократией. Эта "мещанская трагедия" (так Ш. в духе просветительской литературы определил ее жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. на историческом материале. В 1783—87 Ш. работал над драмой "Дон Карлос" (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя — "гражданина вселенной" — маркиза Позы. В окончательном варианте Ш. заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Ш. теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.
С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже "Доном Карлосом". Пересматривая прежний опыт и художественные принципы "Бури и натиска", Ш. стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров", написал "Историю отпадения Нидерландов от испанского правления" (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гете с которым Ш. познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему "Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают". В 1793 опубликовал "Историю Тридцатилетней войны" и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах "О трагическом искусстве" (1792), "О грации и достоинстве" (1793), "Письма об эстетическом воспитании человека" (1795), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795—96) и др.
Исследуя всеобщую историю от начальных ее этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Ш. сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание "почетного гражданина Французской республики"), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Ш. выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что "путь к свободе ведет только через красоту" и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Ш. отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойденных образцов (т. н. "веймарский классицизм"). Это отразилось и в лирике конца 80—90-х гг. ("К радости", "Боги Греции", "Художники" и др.).
Сближение с Гете составило, по признанию Ш., "целую эпоху в его развитии". В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм "Ксении" ("подарки гостям" — греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гете содействовала новому подъему творчества Ш. В 1795—98 он редактирует журнал "Ди Орен" ("Die Horen"), в состязании с Гете пишет баллады "Водолаз" (в пер. В. А. Жуковского "Кубок"), "Перчатка", "Поликратов перстень", "Ивиковы журавли" и др. В "Песне о колоколе" (1799) Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, "наивной", объективной поэзии, и современной — "сентиментальной", субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.
Гл. коллизией зрелого творчества Ш. становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. "Идеал и жизнь", 1795). Поздние трагедии Ш. основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии "Валленштейн" (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: "Лагерь Валленштейна" (пост. 1798), "Пикколомини" (пост. 1799), "Смерть Валленштейна" (пост. 1799) — из эпохи Тридцатилетней войны 1618—48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В "Марии Стюарт" (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политическая проблема современной Ш. Европы — взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства — приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В "романтической трагедии" "Орлеанская дева" (1801) Ш. прославил французскую народную героиню Жанну д`Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма "Мессинская невеста" (1803) — оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. "Вильгельм Телль" (1804) — драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Ш. пришел к оправданию, хотя и не во всем последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. работал над трагедией "Димитрий" из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.
Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Ш. создал особый тип драмы — драмы открыто декламируемой идейности, воплощенной в поэтических формах, и традиции ее в той или иной степени сказались в драматургии "Молодой Германии" (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. — в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал известен еще в 90-е гг. 18 в., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Ш. высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Ш. Популярность Ш. в России особенно возросла в период Революции 1905—07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия.
Соч.: Briefe, hrsg. von . Jonas, Bd 1—7, Stuttg., 1892—96; ämtliche Werke. äkularausgabe, hrsg. von E. Hellen, Bd 1—16, Stuttg., 1904—05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 1—42—, Weimar, 1943 (изд. продолжается); в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—7, М., 1955—57.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967 (см. Указатель имен); Ш Ф. П., Ф. Ш. Жизнь и творчество, М., 1955; Лозинская Л., Ф. Ш, М., 1960; Берковский Н. Я., Театр Ша, в его кн.: Статьи о литературе, М.— Л., 1962; Асмус В. Ф., Ш как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика XVIII в., М., 1962; Данилевский Р. Ю., Ш в русской лирике 1820— 1830-x годов, "Русская литература", 1976, №4; Вильмонт Н., Достоевский и Ш, в его кн.: Великие спутники, М., 1966; Фр. Ш. Статьи и материалы, М., 1966; Schiller. Reden, im Gedenkjahr. 1955, Stuttg., 1955—61; Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955; Buchwald R., Schiller. Leben undWerk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana ., . Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach ., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, ., 1957; Wiese ., . Schiller, Stuttg., 1959; Abusch A., Schiller. Große und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., ., 1962; Storz G., Der Dichter . Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Kostka E. ., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; Staiger E., . Schiller, Z., 1967; Harder Н. ., Schiller in ßland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789—1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragödie und Öffentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Östhetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Münch., 1973; Vulpius ., Schiller-Bibliographie, 1893—1963, Bd 1—2, Weimar, 1959.
З. Е. Либинзон.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:14:08
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|