Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шевченко Тарас Григорьевич

Шевченко (далее Ш) Тарас Григорьевич (25.2(9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского района Черкасской области, - 26.2(10.3).1861, Петербург), украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Ш. - баллада "Порченая", стихотворения "Думка" ("Течет вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского" и поэма "Катерина" - датируются 1837-38.

  В 1840 вышел сборник поэтических произведений Ш. "Кобзарь", где были впервые опубликованы стихотворения "Думы мои", "Перебендя", "Думка" ("Нащо менi чорнi брови..."), "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Ш., итоги которого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обреченная любовь. Однако уже в ранних произведениях Ш. заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", например, - вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребенком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Ш. все большую историческую определенность. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы "Слепая", 1842, "Марина", 1848. "Княжна", 1847).

  То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт все ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм "Гайдамаки" (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием "Колиивщина", против шляхетского польского гнета. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Ш. стремился воззвать угнетенный украинский народ к революционной борьбе за свое освобождение.

  В мае 1843 Ш. поехал на Украину; вернулся в Петербург в феврале 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжелого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления Ш. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Ш. вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 - в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне г. Форт-Ш) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать" (цит. по кн.: Тарас Ш. Документи i матерiaли, 1963, с. 50).

  Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Ш. поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колон. угнетения. Оба произв. знаменовали новый шаг в развитии реализма Ш., в развитии его революционно-демократических взглядов. С этими и последующими его произведениями 40-50-х гг. украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение "Завещание" ("Як умру, то поховайте...", 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма "Еретик" ("Иван Гус") (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

  В ссылке Ш. пробыл с июня 1847 по август 1857 и был освобожден после смерти Николая . Ссылка не убила талант Ш. и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стихотворений "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обостренную ссылкой любовь к Украине и ее закрепощенному народу, а в других стихах - чувство братской любви ко всем угнетенным народам (например, к казахам в стихотворении "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).

  В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-55), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы" (все - 1855), "Художник" (1856); ранее были написаны повести "Наймичка" (1844) и "Варнак" (1845); после ссылки - "Прогулка с удовольствием и не без морали" (1856-58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей "Варнак", "Музыкант", "Художник", "Прогулка..." - личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора - убежденного сторонника реализма, близкого теории и практике "натуральной школы" в русской литературе.

  Возвращение Ш. из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника" и близко сошелся с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым, М. Л. Михайловым, бр. Курочкиными и др. В его сатире зазвучали еще более резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Ш. поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

  В 1860 появилось новое (наиболее полное из трех прижизненных) издание "Кобзаря" (однако поэмы "Сон", "Кавказ", "Еретик", стихотворение "Завещание" и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на "Кобзарь" рецензией в "Современнике", назвав Ш. "... поэтом совершенно народным..." (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142). Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в "Кобзарь", друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сб. "Новые стихотворения Пушкина и Шевченки").

  Произведения 1857-61 - вершина поэзии Ш., теперь еще более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих "Доля", "Муза", "Слава", 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы "Неофиты", "Юродивый" (обе - 1857), "Мария" (1859) и лирика 50-х - начала 60-х гг. В "Неофитах" Ш. прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай , в патрициях - помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам ("Подражание 11 псалму", "Осии, глава XIV", поэма "Мария") тоже использованы Ш. для выражения революционно-демократических идей. В шедеврах его лирики "О, люди, бедные, слепые...", "И Архимед и Галилей", "Нигде ни в чем отрады нету", "Хотя лежачего не бьют" (все - 1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что "будет кара! царям, царятам на земле". В этих и других стихах (особенно "Свете тихий! Свете ясный!...") Ш. прозревал будущее в свете социалистических идеалов.

  Поэтика Ш., близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к все большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Ш. опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12-11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложений (например, 28 видов строфики только в стихах, написанных четырехстопным ямбом). Ш. внес в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил ее культурные и интеллектуальные горизонты, включив в нее исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

  Многие произведения Ш. положены на музыку Н. В. Лысенко (см. его сб. "Музыка к “Кобзарю” Ш") и другими украинскими (К. Г. Стеценко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и русскими (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стихотворения "Думы мои, думы мои", "Завещание", начало баллады "Порченая" ("Реве та стогне Днiпр широкий") стали народными песнями; "Завещание" вошло в круг революционных песен.

  Смерть Ш. была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др. Н. А. Некрасов написал стихотворение "На смерть Ш". А. И. Герцен поместил в "Колоколе" проникновенный некролог.

  Ш. известен также как художник. В 1838-45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский музей Т. Г. Ш, серия офортов "Живописная Украина", изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" - тушь, бистр, 1856-1857, и др.). По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравер, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840 - 1841, Киевский музей Т. Г. Ш), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

  Ш.- основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Ш. переведены на многие языки мира. В советское время шевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной науки. Музеи Ш. существуют в Киеве, Каневе (где похоронен Ш.), с. Ш, с. Моринцы, Ленинграде, Орске и других городах и селах. Его имя носят Институт литературы АН УССР и Киевский университет; в республике учреждена премия им. Ш. В мае 1861 гроб с прахом Ш. был перевезен на Украину и, в соответствии с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.

  Соч.: Повне зiбрання творiв, т. 1-10, Київ, 1939-64; Повне зiбрання творiв, т. 1-6, Київ, 1963-64; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1¾5, М., 1964¾65.

  Лит.: Франко И., Статьи о Ш, Соч., т. 9, М., 1959; Рыльский М., Поэзия Тараса Ш, К., 1961; Белычиков Н., Тарас Ш, М., 1961; вакiн Ю., Стиль полiтичної поезiї Шевченка, Київ, 1961; Прийма Ф., Ш и русская литература XIX в., М., 1961; Kaciян . ., Мистецтво Тараса Шевченка, Київ, 1963; Белецкий А. И., Дейч А. И., Тарас Ш, 2 изд., М., 1964; Пархоменко М., Т. Г. Ш - великий украинский поэт, М., 1964; Шубравський В. Є., Ш i лiтература народiв СРСР, Київ, 1964; Шагинян М., Тарас Ш, 4 изд., М., 1964; Кирилюк Є., Тарас Ш, 2 вид., Київ, 1964; Свiтова велич Шевченка, т. 1-3, Київ, 1964; Хинкулов Л., Тарас Ш, 3 изд., М., 1966; Чамата Н., Ритмiкa Т. Г. Шевченка, Київ, 1974; Шаблиовский Е., Т. Г. Ш и русские революционные демократы, 2 изд., К., 1975; Шзнавство. Пiдсумки й проблеми, Київ, 1975; Бурачек М., Великий народный художник, Київ, 1939; Вандровская Е. Б., Т. Г. Ш-художник, А.-А., 1963; Лiтопис життя i творчостi Шевченка, Київ, 1961; Т. Г. Ш. Бiблioграфiя лiтератури про життя i творчicть (1839-1958), т. 1-2, Київ, 1963; Сарана Ф., Т. Г. Ш. Бiблioграфiя ювiлейної лiтератури (1960-1964), Київ, 1968; Шевченкiвський словник, т. 1-2, Київ, 1976-77.

  М. Н. Пархоменко.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:15:18