Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Шанкара

Шанкара (далее Ш) (предположительно 788—820), религиозный философ и поэт, реформатор индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к "Брахма-Сутре" ("Веданта-Сутра") Бадараяны, к Упанишадам, "Бхагавадгите". По Ш, единая и всепроникающая реальность — Брахман, высшее объективное начало, тождественное "я" (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества; майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает ее. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создает мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш не признает реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется ее субстрат — чистое бытие (Брахман). Ш проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишенном признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности "я", осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш Труды Ш положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них — "Панчападика" Падмапады, ученика Ш Учение Ш оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш связывают победу учений, исходящих из Вед, над буддизмом, вскоре после Ш вытесненным из Индии.

  Соч.: Vedanta explained. Sankara"s commentary on the Brahma-sutras, ed. by . Н. Date, 2 ed., v. 1—3, New Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. . Venkata-ramanan, Madras, 1947; в рус. пер. — Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.

  Лит.: Радхакришнан С., философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker ., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951; Sen Н. К., Acharya Sankara, (Dakshineswar, 1957); Karmarkar R. D., Sankara`s Advaita, Dharwar, 1966.

  В. Н. Топоров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 06:14:36