Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Чаплин Чарлз Спенсер

Чаплин (далее Ч) (Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889, Лондон, — 25.12.1977, Веве, Швейцария), американский режиссер, актер и сценарист. По происхождению англичанин; из семьи актеров мюзик-холла. Выступал с 8 лет, в 1907—12 в английской труппе пантомимы Ф. Карно выдвинулся как одаренный комедийный актер. В американском кино дебютировал в 1914 в короткометражной кинокомедии "Зарабатывая на жизнь" и в полнометражной картине "Прерванный роман Тилли" (в советском прокате "Молодая девушка"). Участие в короткометражных комических фильмах М. Сеннетта было для Ч. школой экранного комедийного мастерства. В 1914 Ч. начал и режиссерскую деятельность и впоследствии выступал главным образом в собственных фильмах как актер, режиссер, сценарист и зачастую композитор. Ч. использовал приемы гротеска и пародии, обращался к выразительным средствам пантомимы, народного театра, мюзик-холла, цирка. Активно искал черты своей (впоследствии ставшей знаменитой) маски бродяги Чарли, постепенно усиливая трагикомический характер этого образа. В фильмах 1915—18 ("Бродяга", "Работа", "Вечер в мюзик-холле", "Авантюрист", "Ссудная лавка", "Тихая улица", "Иммигрант", "Собачья жизнь", "На плечо!") и фильме "Малыш" (1920) он достиг высокого совершенства комедийной формы. Все явственнее в картинах Ч. комическое переплеталось с трагическим ощущением жизни. В них отчетливо звучали социально-сатирические тенденции. Герой Ч. — бродяга Чарли воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом.

  С 1923 Ч. ставил полнометражные картины "Парижанка" (1923), "Золотая лихорадка" (1925) и "Цирк" (1928), которые являются шедеврами мировой кинокомедии; в них критика буржуазного общества сочетается с глубоким гуманизмом в изображении простых и обездоленных людей. В фильмах "Огни большого города" (1931) и "Новые времена" (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы "маленького человека" против социальной несправедливости. Реалистическая природа этих фильмов сочетается с яркой комедийной условностью, трогательной стойкостью героя, гуманизмом в трактовке темы любви и поисков счастья. "Великий диктатор" (1941) явился меткой сатирой на фашизм, а политическая деятельность Ч. в годы 2-й мировой войны 1939—45 и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили Ч. в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры. Послевоенная работа Ч. "Месье Верду" (1947), обличающая лицемерие капиталистического общества, вызвала яростную кампанию реакционных кругов США против режиссера. В 1952 он создал фильм "Огни рампы", в котором нашли отражение авторские раздумья об искусстве, таланте и старости. В результате преследований Ч. вынужден был покинуть Голливуд и с 1952 поселился в Швейцарии. В 1957 поставил в Великобритании фильм "Король в Нью-Йорке" — сатиру на американский образ жизни, в 1967 — традиционную комедию "Графиня из Гонконга". Один из крупнейших режиссеров и актеров, Ч. оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. В 1954 награжден Международной премией Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами.

  Соч. в рус. пер.: Моя биография, М., 1966.

  Лит.: Чарли Ч. (Сборник), Л., 1925; Аташева П., Ахушков Ш., Чарльз Спенсер Ч. (Сб. материалов), М., 1945: Кукаркин А., Чарли Ч, М., 1960; Садуль Ж., Жизнь Чарли, пер. с франц., 2 изд., М., 1965: Delluc L., Charlie Chaplin, ., 1921; Huff ., Charlie Chaplin, . ., 1964; Martin М., Clarles Chaplin, .,1966.

  Н. П. Абрамов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:29:19