Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Церковная музыка

Церковная музыка (далее Ц) музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность религиозной (духовной) музыки, с древнейших времен известной у всех народов мира; последняя включает и произведения, исполняемые вне церкви - в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В каждой церкви - православной, католической, протестантской и др. - сложились свои принципы музыкального оформления богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц различных местных ветвей одной и той же церкви (например, русской, болгарской, сербской, грузинской, греческой и др. православных церквей).

  Католическая Ц основывается на григорианском хорале. Все католические песнопения исполняются на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны и поются а капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие формы католической Ц - месса, реквием, мотет, псалмы, тедеум, стабат матер.

  Основная форма лютеранской Ц - протестантский хорал, который поется и церковным хором, и самими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. музыкальных инструментов. Наиболее распространены формы лютеранской Ц: "Страсти", духовная оратория, церковная кантата, мотет, псалм, духовная песня.

  Главный вид древнерусской Ц - знаменный распев (см. также Глас, Осмогласие, Строчное пение, Демественное пение, Крюки). Пение вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см. Партесное пение). Песнопения исполняются на церковнославянском языке без инструментального сопровождения во время обедни (литургии), всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.

  В течение длительного времени Ц у многих народов была единственным видом профессиональной музыки; она развивалась, испытывая постоянное влияние народной музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15-16 вв. во многих католических духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и др. композиторов использовались напевы бытовых народных песен. В жанрах Ц были созданы величайшие творения - "Страсти по Матфею" и месса си минор И. С. Баха, реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена и др.

  Лит.: Разумовский Д., Церковное пение в России, в. 1-3, М., 1867-69; Розеншильд К., Музыкальное искусство и религия, М., 1964; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik,.., Münch., 1925; DougIas ., Church music in history and practice, L., 1963.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 23:49:15