Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Цепная передача

Цепная передача (далее Ц) механизм, в котором передача механической энергии на расстояние осуществляется цепью, охватывающей звездочки (цепные зубчатые колеса). Ц различаются по конструкции применяемых цепей, количеству звездочек (простые - с двумя, сложные - с тремя и большим числом звездочек, в том числе одна или несколько ведомых и натяжных); направлению вращения ведомых звездочек (прямое и обратное); расположению контура цепи в пространстве (вертикально-замкнутые, горизонтально-замкнутые, пространственные - со скрещивающимися осями звездочек); расположению линии, соединяющей центры звездочек (горизонтальные, вертикальные, наклонные); расположению ведущей (рабочей) ветви (верхнее и нижнее); способу преобразования частоты вращения ведущего вала (понижающие и повышающие; см. Передаточное отношение); количеству параллельных контуров цепей; способу регулирования натяжения цепи; способу защиты цепей от загрязнения (открытые и закрытые кожухом, картером, чехлом); способу смазки (с ручной смазкой - при скорости до 2 м/сек, с капельной смазкой - при скорости до 6 м/сек, с масляной ванной - при скорости до 8 м/сек, с циркуляционной смазкой - при скорости свыше 8 м/сек); компоновке (Ц, встроенные в машины, и цепные редукторы). Широкое применение Ц началось с появлением втулочных и прецизионных втулочно-роликовых цепей, обеспечивающих передачу мощности до 5000 квт при высоких скоростях движения (до 35 м/сек), больших усилиях (до 70 000 кгс, или 700 Мн в Ц с несколькими параллельными контурами многорядных цепей), значительных передаточных отношениях (до 12 в одной Ц) и высоком кпд (до 0,99). При особо легких режимах работы (малые скорости и нагрузки) применяют крючковые цепи.

  Ц универсальны, просты и экономичны. По сравнению с зубчатыми передачами они менее чувствительны к неточностям расположения валов, ударным нагрузкам, допускают практически неограниченные межцентровые расстояния, обеспечивают более простую компоновку. В сравнении с ременными передачами они характеризуются следующими достоинствами: отсутствие проскальзывания и постоянство среднего передаточного отношения; отсутствие предварительного натяжения и связанных с ним дополнительных нагрузок на валы и подшипники; передача большой мощности как при высоких, так и при низких скоростях; сохранение удовлетворительной работоспособности при высоких и низких температурах; приспособление к любым изменениям конструкции удалением или добавлением звеньев.

  Недостатки Ц: неравномерность хода, возрастающая по мере уменьшения числа зубьев звездочек и увеличения шага звеньев; повышенный шум и износ цепи при неправильном выборе конструкции, небрежном монтаже и плохом уходе; необходимость в смазке и устранении провисания холостой ветви по мере износа цепи.

  Ц применяются в с.-х. машинах, велосипедах, мотоциклах, автомобилях, строительно-дорожных машинах, в нефтяном оборудовании и т.д. Преимущественное распространение имеют открытые Ц, работающие без смазки, или с периодической ручной смазкой, с однорядными втулочно-роликовыми цепями, непосредственно встроенные в машины.

  Лит. см. при ст. Цепи.

  И. И. Ивашков, А. А. Пархоменко.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:51:36