|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Цель | Цель (далее Ц) один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия.
Наиболее значительное в античной философии учение о Ц развил Аристотель, толковавший Ц как "то, ради чего" нечто существует. Распространяя представление о Ц, характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц бытия усматривалась в Ц вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц (см. Телеология).
В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц (относящиеся к умению), прагматические Ц (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире "абсолютного духа", т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц, средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).
Кризис буржуазной идеологии нашел свое отражение в критике понятия Ц как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц как следствие абсолютизации расхождения между Ц и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и Ц привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Ц человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).
Усматривая в Ц один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчеркивает объективную обусловленность Ц: "... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... " (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц как отражение объективных потребностей, марксизм трактует ее как "... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему Ц, средство и результат. Ц — это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц, средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс осуществления Ц, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определенная типология Ц — индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц и идеала.
Марксизм решительно отвергает порочный тезис "цель оправдывает средства". Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Ц приводит к обесчеловечиванию самой Ц, к подмене ее ложной целью. Маркс писал: "... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель" (там же, т. 1 с. 65).
В современной науке интерес к понятию Ц характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремленных систем). См. также ст. Целесообразность.
Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же. Экономическо-философские рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Трубников Н. Н., О категориях "цель", "средство", "результат", М., 1968; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. с англ., М., 1974; Методологические проблемы исследования деятельности, "Тр. Всес. н.-и. института технической эстетики. Эргономика", 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория "цель" в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Luhimann ., Zweckbegriff und Systemrationaität, Tübingen, 1968; Taylor R., Action and purpose, . ., 1973.
А. П. Огурцов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.11.2024 13:08:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|