Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Берлинер ансамбль

"Берлинер ансамбль" (далее Б) (Berimer Ensemble), немецкий театр (ГДР). Основан в 1949 в Берлине писателем Б. Брехтом и его женой актрисой Е. Вейгель. В труппу вошли актеры берлинского Немецкого театра и Цюрихского драматического театра. Во главе "Берлинер ансамбль" (до 1956) был Брехт.

  Следуя своей теории "эпического театра", Брехт стремился к созданию театра "эпохи науки и социальных революций", который своим искусством обращается к мысли, интеллекту зрителя. Спектакли "Берлинер ансамбль" глубоко социальны, отличаются остротой и выразительностью режиссерского решения. "Берлинер ансамбль" - театр антифашистской и антимилитаристской направленности (эмблема "Берлинер ансамбль" - "Голубь мира" П. Пикассо). В репертуаре "Берлинер ансамбль" почти все пьесы Брехта. Театр открылся спектаклем "Мамаша Кураж и ее дети" (Национальная премия ГДР); затем поставлены: "Господин Пунтилла и его слуга Матти" (1949), "Мать" (1951, по мотивам романа М. Горького), "Кавказский меловой круг" (1954), "Жизнь Галилея" (1956), "Страх и отчаяние в Третьей империи", "Добрый человек из Сезуана" (оба в 1957), "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" (1959), "Трехгрошовая опера" (1960), "Покупка меди" (1964), "Кориолан" (1965, по одноименному произведению Шекспира), "Что тот солдат, что этот" (1967), "Хлебная лавка", "Святая Иоанна скотобоен" (оба в 1968). Ставятся современные и классические пьесы: "Васса Горького (1949), "Бобровая шуба" Гауптмана, "Разбитый кувшин" Клейста (оба в 1951), "Кремлевские куранты" Погодина, "Пра-Фауст" по Гете (оба в 1952), "Дон Жуан" Мольера (1953), "Воспитанница" Островского (1955), "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1958), "Дело Оппенгеймера" Кипхардта (1967), "Пурпурная пыль" О"Кейси (1967), "Вьетнамское разбирательство" Вайса (1968) и др. Театр совершил поездки по ГДР, ФРГ, Австрии, Польше, участвовал в 1-м и 2-м Международных фестивалях театрального искусства, в 1-м и 4-м сезонах "Театра Наций" в Париже; был в Великобритании, СССР (1957, 1968), Чехословакии, Венгрии, Румынии, Швеции, Финляндии, Италии. "Берлинер ансамбль" оказал значительное влияние на современный театр.

  В 50-60-е гг. в театре работали актеры Э. Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, В. Кайзер. В 1949-67 ведущим режиссером был Э. Энгель. В труппе театра (1968) актеры - Е. Вейгель (она же художественный руководитель театра), Э. Шалль, Г. Май, Х. Тате, Н. Христиан, Э. Хаусман, Ф. Рич, Б. Берг и др.; режиссеры - М. Векверт, И. Теншерт и др.

  Лит.: Брехт Б., О театре. Сб. статей, М., 1960; Эткинд Е., Театр Бертольда Брехта, "Нева", 1957, №8; Захава Е., Сила и слабость театра Брехта, "Знамя", 1957, № 8; Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; его же, О театре Брехта, "Театр", 1961, № 1-2: Brecht В., Aufbau einer Rolle, ., 1956-58; "Theaterarbeit. 6 Aufführungen des Berliner Ensembles", Dresden, (1952).


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 01:42:23