Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Художественные музеи

Художественные музеи (далее Х) исследовательские и научно-просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. История возникновения Х восходит к древности, их прообразом были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквах и монастырях средневековой Европы. Систематическое коллекционирование памятников искусства началось в эпоху Возрождения: к 16 в. восходит история создания старейших Х (Прадо в Мадриде, Лувр в Париже и др.). Формирование основных европейских музеев завершилось к 19 в., когда они стали доступны для широкой публики. В России хранилищами произведений искусства издавна были ризницы церквей, соборов и монастырей (например, Троице-Сергиевой лавры). С 16 в. создавалась коллекция Оружейной палаты в Москве. В 17 в. художественные произведения коллекционировали образованные бояре — В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. В начале 18 в. Петр положил начало организации музеев, в которых (например, в Кунсткамере в Петербурге) коллекция художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Обширные собрания картин и статуй создавались в 18 в. во дворцах царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге) и знатных дворян (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В 19 в. наряду с частными коллекциями Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатенкова, П. М. и С. М. Третьяковых, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве, полностью или частично доступными для публики, начали функционировать открытые для всех Х: Эрмитаж, отделение изящных искусств при Румянцевском музее в Москве, Третьяковская галерея, Русский музей, Радищевский музей в Саратове. В 1912 открылся Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). После Великой Октябрьской социалистической революции Х значительно пополнились за счет национализации частных собраний, были открыты многие новые Х Структура, организация и деятельность Х определяются характером коллекций. В СССР Х разделяются по составу коллекций на музеи русского искусства (Третьяковская галерея, Русский музей), музеи национального искусства союзных республик (Музей украинского изобразительного искусства в Киеве), музеи зарубежного искусства (Музей изобразительных искусств им. Пушкина), музеи народного искусства (Музей народного искусства в Москве); имеются музеи художественных промыслов (в Палехе, Мстере), а также музеи, хранящие произведения одного художника (Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлениса, Музей скульптуры С. Т. Коненкова в Смоленске). Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, наряду с произведениями искусства обладает коллекциями предметов материальной культуры, оружия, костюма и пр.

  Основные задачи научной деятельности Х в СССР — изучение и систематизация коллекций — находят отражение в публикациях полных каталогов произведений, хранящихся в музее, и др. изданиях. Х организуют научные сессии, посвященные итогам научной работы, знаменательным датам, выставкам. В 60—70-е гг. широко развивается выставочная деятельность Х Выставки, подготовленные совместно с др. музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами, имеют значительный научный интерес, способствуют укреплению дружеских связей между народами (например, выставка из мексиканских музеев "Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней" — в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве в 1960, "Сокровища гробницы Тутанхамона" из собрания Египетского музея в Каире — в 1973 в Эрмитаже, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Музее украинского изобразительного искусства в Киеве, выставка "Русская деревянная пластика с древнейших времен до наших дней" (Министерство культуры СССР) — в Париже в 1973, выставка "Русский реализм 2-й половины 19 в." (из собраний Третьяковской галереи и Русского музея) — в ФРГ в 1972—73).

  В задачи Х по эстетическому воспитанию входят различные формы научно-популяризационные работы (экскурсии, лекции, беседы на предприятиях, работа со школьниками (кружки, изостудии, показ учебных фильмов по искусству)). Научно-популяризационная работа охватывает широкие массы трудящихся; например, в Эрмитаже за 1975 было проведено свыше 35 тыс. экскурсий, прочитано около 1300 лекций. В СССР насчитывается 147 Х (с филиалами), посещаемость которых постоянно возрастает. 4 крупнейших Х СССР — Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Эрмитаж и Русский музей — в 1975 приняли свыше 8 млн. посетителей.

  Х, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, должен включать экспозиционные залы, запасники — хранилища фондов, выставочный зал, реставрационные мастерские, библиотеку с читальным залом, фототеку и фотолабораторию и др. Экспозиция Х строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства, нередко она имеет комплексный характер — в одних залах вместе экспонируются произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства (как, например, в Эрмитаже, за рубежом — в Национальном музее в Праге, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке). В некоторых музеях экспозиция строится частично (например, в Лувре) или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

  В ряде европейских стран Х бывают размещены в старинных зданиях (дворцах, монастырях), которые приспосабливают к современным требованиям музейной экспозиции. В зданиях Х, построенных в 1960—70-е гг., применяются разнообразные архитектурные решения, которые, например, позволяют установить скульптуры (преимущественно 19—20 вв.) на открытом воздухе или в вестибюлях и холлах, имеющих большие остекленные проемы, что дает возможность связать произведения с окружающей средой (например, Музей Лембрука, Дуйсбург, ФРГ). Окраска или отделка (иногда имитирующая различные материалы) стен и перегородок создает фон для экспонатов. Во многих Х применяется искусственное верхнее освещение с подсветом отдельных произведений, вечерняя подсветка скульптуры.

  Лит. см. при ст. Музеи.

  О. Д. Никитюк.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.11.2024 02:13:26