Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Хомяков Алексей Степанович

Хомяков (далее Х) Алексей Степанович (1(13).5.1804, Москва, — 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области), русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров". Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены крепостного права путем реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. "О старом и новом" (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

  Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым "соборность" трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (противоположный тип — "ассоциация", формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично: он наделен способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, "истинная вера", когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера — это одновременно "познание и жизнь", "живознание".

  В социальной философии противопоставление "соборности" и "ассоциативности" выступает у Х. в виде антитезы общины и "дружины" (или "коммуны"), "истинного братства" и "условного договора" и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, "живое лицо", наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал "ассоциативности" и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур к двум началам — "кушитскому" (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и "иранскому" (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием "чужеродных" начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между "просвещенным обществом" и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории.

  Поэтические произведения Х. — стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом ("России" и др.).

  Соч.: Полное собрание соч., т. 1—8, М., 1886—1906; Соч., кн. 1—6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступ. ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.

  Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157: Лясковский В. Н., А. С. Х. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Завитневич В. З., А. С. Х, т. 1 (кн. 1—2) — 2, К., 1902—13 (лит.); Бердяев Н. А., А. С. Х, М., 1912; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux A., A. . Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1—2, ., 1939; Christoff . ., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 — A. . Xomjakov, "s-Gravenhage, 1961.

  С. С. Хоружий.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 08:32:42