Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Функционализм

Функционализм (далее Ф) направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме.

  Во 2-й половине 19 в. принцип целесообразной формы, соединенной с этическим принципом правдивости выражения назначения и конструкции здания, был противопоставлен эклектизму, выявившему характерное для буржуазной культуры расщепление эстетического и утилитарного начал (на что указывали, в частности, английский критик Дж. Рескин и английский писатель, теоретик и дизайнер У. Моррис). Идеи целесообразной архитектуры развивались под влиянием теорий естественных наук (прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина). Природа стала рассматриваться как источник образцов совершенного приспособления формы к ее назначению (американский скульптор и теоретик искусства Х. Гриноу и др.).

  Систему идей американского "протофункционализма" конца 19 в. завершил архитектор Л. Г. Салливен. В США эти идеи не получили непосредственные продолжения; лишь Ф Л. Райт развивал на их основе теорию органической архитектуры.

  Выдвинутая Салливеном формула "форму определяет функция" в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма, полемически упростившими ее содержание, сведя его к первичности утилитарного по отношению к эстетическому. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с "Баухаузом" в (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования жизненной среды связывались с социальной утопией "жизнестроительства", создания материальных форм, которые могли бы способствовать "разумному преобразованию" капиталистического общества.

  На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Функции при этом анализировались на основе методов научной организации труда, в духе тейлоризма. Принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций (их определяли так: "жить, работать, отдыхать, передвигаться") был перенесен и в область градостроительства. Рассудочные методы архитектурного творчества были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в конце 1920-х гг. в области муниципального жилищного строительства (Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер).

  Под влиянием конструктивизма, представители которого решали задачи, во многом родственные поискам ведущих мастеров Ф, в творчестве западно-европейских архитекторов, связанных с Ф, во 2-й половине 1920-х гг. развивались демократические тенденции и элементы трезвого социального анализа. В условиях экономических трудностей конца 1920-х гг. идеи Ф получили популярность у предпринимателей, их утопические идеи использовались социал-реформистскими политиками, но элементы социальной прогрессивности выхолащивались. Ф утвердился во всех странах Западной Европы, а также в США и Японии. Однако наряду с распространением вширь он терял черты творческого метода, преобразуясь в некий "международный стиль", оперировавший внешними атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить веру в трезвую целеустремленность направления, приверженцы и стали называть его "Ф" (швейцарский теоретик архитектуры З. Гидион внедрил этот термин как характеризующий все "нетрадиционное" зодчество 1920—30-х гг.).

  Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм и приемов, возникших в конкретных условиях и вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода к архитектуре. Архитекторы Финляндии (А. Аалто и др.), Швеции (С. Маркелиус и др.) уже в 1930-е гг., опираясь на метод Ф, стали разрабатывать приемы, отвечающие национальной специфике своих стран. Это положило начало развитию региональных архитектурных школ, развивавшихся в рамках Ф, "международный стиль" стал распадаться. Разочаровавшись в иллюзиях "великой социальной миссии архитектуры", объединявших зачинателей Ф, его приверженцы стали отходить от анализа социальных проблем, что еще более подрывало позиции Ф

  После 2-й мировой войны 1939—45 влияние архитектуры Ф возродилось при восстановлении разрушенных городов, однако единство "международного стиля" распалось окончательно. Против основной доктрины Ф выступил один из прежних его лидеров Л. Мис ван дер Роэ, а также приверженцы брутализма, возродившегося неоклассицизма и возврата к историческим традициям.

  В современной сов. архитектурной теории преобладает тенденция к внимательному изучению творческого наследия мастеров Ф (в особенности тех концепций, которые были связаны с проблематикой советского зодчества 1920-х гг.); вместе с тем подвергаются критике социально-утопические воззрения представителей Ф, многие из которых надеялись преобразовать капиталистическое общество с помощью архитектуры.

  Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973; Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972; Гропиус В., Границы архитектуры (пер. с нем.), М., 1971; Sfaellos . A., Le fonctionnalisme dans l"architecture contemporaine, ., 1952; Zurko E. R. de, Origins of functionalist theory, . ., 1957.

  А. В. Иконников.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 16:25:50