|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фуникулер | Фуникулер (далее Ф) (франц. funiculaire, от лат. funiculus — веревка, канат), подъемно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъему на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях (рис.). Впервые использование Ф в качестве пассажирского транспорта предложено в 1825, а осуществлено в 1854 в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг). Ф представляет собой подъемник, в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебедкой. Лебедка с приводом обычно располагается на верхней станции. По назначению Ф разделяются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские, по устройству — на одновагонные (с одним попеременно поднимающимся и опускающимся вагоном) двухвагонные (с двумя уравновешивающими друг друга вагонами, прикрепленными к двум концам каната и движущимися навстречу друг другу). Преимущественное применение получили двухвагонные Ф Они могут выполняться двухпутными (с независимым рельсовым путем для каждого вагона) и однопутными (с разъездами вагонов посередине). Вагоны пассажирские Ф сделаны так, что при любом наклоне рельсового пути (обычно менее 35°) положение их пола остается близким к горизонтальному. Вагоны грузовых Ф, используемых для перемещения леса, горных пород и т. д., отличаются от вагонов пассажирских Ф более простой конструкцией. Для загрузки и разгрузки таких вагонов используется соответствующее оборудование, расположенное на станциях. Для безопасности работы вагоны Ф снабжаются аварийными тормозными устройствами, а также средствами сигнализации, связи и блокировки, обеспечивающими согласованные действия персонала верхней и нижней станций, а также остановку вагонов при возникновении аварийных ситуаций. Ф имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения по сложным трассам. Пропускная способность пассажирского Ф не превышает 600 чел. в 1 ч. В СССР Ф имеются в Одессе, Киеве, Тбилиси, Сочи и др. городах.
И. И. Ивашков.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 01:09:19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|