|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фуга | Фуга (далее Ф) (итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочередно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф, в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф, т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф), темы как бы дополняют друг друга.
Встречаются Ф как самостоятельные сочинения; часто Ф предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир"; П. Хиндемит, "Ludus tonalis"; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.
Ф развилась из канцоны, ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Ф достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).
Лит.: Протопопов В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975; Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., (1952).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 15:15:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|