Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фреска

Фреска (далее Ф) (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната закрепляющую краски и делающую Ф долговечной; Ф называют также произведение, выполненное в этой технике. Ф, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей. Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашеной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дробленый кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лен и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для Ф годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра Ф довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый и т.д., реже краски происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и черные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Ф позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во Ф играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Ф, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

  Ф была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъема достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к Ф, начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали Ф по сухому с помощью темперы. Этот прием был характерен и для средневековой Ф, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси (10—12 вв. и 14—17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, и др. стран. Большого подъема искусство Ф достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. в 14—16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась "чистая" Ф (буон Ф) без применения темперы. Для Ф этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец предполагал закончить за 1—2 дня. Традиции Ф жили в декоративных росписях 17—18 вв. В 19 в. к Ф обращались назарейцы в а также отдельные представители "модерна" (Ф Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Ф (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра современных Ф пополнена многими новыми, синтетическими красителями.

  В СССР в популяризацию техники Ф значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышев и др.

  Лит.: Шмид Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., (М.), 1934; Бодуэн П., Техника фресковой живописи, пер. с франц., (М.), 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.11.2024 10:56:33