|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фребель Фридрих | Фребель (далее Ф) Ф (öbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, — 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799—1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808—1810 работал у И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Ф. был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единств, средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребенка — его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Ф. пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребенка, организовал подготовку воспитательниц ("садовниц"), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Ф. предложил особый дидактический материал, т. н. "дары" Ф., представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами — шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их членениями. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских "построек". Кроме "даров", Ф. вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Ф. способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Ф. — жесткое регламентирование деятельности ребенка. "Дары" Ф. во многом были формалистичны и педантичны. Система Ф. получила распространение во многих странах, в том числе в России (см. Фребелевские общества).
Соч,: ädagogische Schriften, Bd 1—3,. . — Lpz., 1883; в рус. пер. — Педагогические сочинения, пер, с нем., т. 1—2, 2 изд., М. 1913.
Лит.: Водовозова Е. Н., Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста, 7 изд., СПБ, 1913, гл. 13—18; Познанский Н. Ф., Идея трудового воспитания у Ф. Фребеля, Саратов, 1926; История педагогики. Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ, под ред. М. Ф. Шабаевой, 3 изд., М., 1961, гл. 5; Schuffenhauer Н., Friedrich Wilhelm August öbel, ., 1962.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.11.2024 12:46:26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|