|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фребелевские общества | Фребелевские общества (далее Ф) в России, общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фребеля. Создавались с 70-х гг. 19 в. в ряде крупных городов — Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Тбилиси и др. Ф открывали главным образом платные детские сады (в ограниченном количестве и на благотворительной основе бесплатные, народные), учреждали платные фребелевские педагогические курсы для подготовки воспитательниц (как постоянные с одним — тремя годами обучения, так и временные, летние). Для улучшения семейного воспитания детей Ф и курсы организовывали публичные лекции. Наиболее прогрессивная часть преподавателей (П. Ф. Каптерев, А. М. Калмыкова и др.) уже в 70—80-е гг. 19 в. осознавала вред догматического восприятия и механического перенесения в Россию фребелевской системы в целом, однообразия и формалистичности занятий по разработанным в ней "дарам". Среди слушательниц все более находили отклик взгляды передовых представителей русской дошкольной педагогики, которые, не отрицая творческих идей детского сада Фребеля, разрабатывали их вне Ф на основе педагогических идей К. Д. Ушинского и П. Ф. Лесгафта (Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, А. С. Симонович и др.). Наиболее известны Петербургское и Киевское Ф Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей (основано в 1871) имело постоянные курсы с опорным детским садом для педагогической практики. При Киевском Ф (основано в 1908) был создан платный Фребелевский женский педагогический институт с трехгодичным обучением — высшее учебное заведение для подготовки высококвалифицированных воспитательниц (при нем имелись педагогические и психологические лаборатории, опорные детские сады, проводились консультации и летние курсы по дошкольному воспитанию).
Фребелевские курсы в дореволюционной России были в числе немногих учебных заведений, готовивших дошкольных работников, большинство которых становилось домашними воспитательницами в состоятельных семьях. В детских садах работало ничтожно малое их число: в 1914 насчитывалось 150 таких учреждений, как платных, так и содержавшихся на средства благотворительных и различных общественно-педагогических организаций, в том числе Ф После Октябрьской революции 1917 Петроградские фребелевские курсы были преобразованы в институт дошкольного образования, Киевский фребелевский институт — в институт народного образования.
Лит.: История педагогики. Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ, под ред. М. Ф. Шабаевой, 3 изд., М., 1961, с. 126—28, 138—44, 163—83, 186—88, 191—193, 196—201, 217—25, 229; Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России. (До Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955, с. 87—93, 129—55, 161—239.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:45:58
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|