|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Флорентийская школа | Флорентийская школа (далее Ф) одна из основных художественных школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения к кризису ренессансной культуры. Фактическим родоначальником Ф в живописи был Джотто, творчество которого выдвинуло Флоренцию в авангард искусства Проторенессанса. Творчество последователей Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) развивалось в русле поставленных им проблем. Однако к середине 14 в. во Ф были утрачены лаконизм и ясность образов (А. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). К последней трети 14 в. в Ф победило направление интернациональной готики (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства Ф Раннего Возрождения. Ведущую роль в сложении раннеренессансного искусства Италии сыграли такие представители Ф, как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо (а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломмео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). Живопись Ф кватроченто отличалась последовательностью реалистических исканий, страстной увлеченностью теорией и практикой перспективы и др. проблемами взаимосвязи искусства и эмпирические науки (Верроккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло); вместе с тем во флорентинской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготического декоративизма (Б. Гоццоли), черты мистической созерцательности (фра Анжелико) и лирической камерности образов (фра Филиппе Липпи). В конце 15 в. во Ф сохранялись демократические традиции (Д. Гирландайо), но преобладающими стали аристократические тенденции искусства, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Филлиппино Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ Ф, ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения. Стилистическая целостность искусства Ф этого периода (скульптор А. Сансовино, живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто) нарушилась, когда Ф стала одним из центров распространения маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентинои др.). В 17 в. искусство Ф, переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (живописцы К. Дольчи, Ф. Фурини).
Лит.: Штегман К., Геймюллер Г., Архитектура Ренессанса в Тоскане, (пер. с нем.), в. 1–3, М., 1936–41; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М., 1965; Antal ., Florentine painting and its social background, L., (1948); Freedberg . J., Painting of the High Renaissance in Rome and Florence, v. 1–2, Camb. (Mass.), 1961; BoskovitsM., pittura fiorentina alla vigilia del rinascimento, 1370–1400, Firenze, 1975. см. также лит. при статьях Италия, Возрождение, Проторенессанс.
В. Д. Дажина.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 03.12.2024 20:11:09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|