Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Философские тетради

"Философские тетради" (далее Ф) произведение В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

  "Ф" – это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914–16, а также отдельных набросков, наиболее развернутым и важным из которых является фрагмент "К вопросу о диалектике". Впервые опубликованы в 1929–30. "Ф" в целом представляют собой подготовительный материал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики. Идеи"Ф" составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, например "Крах Интернационала", "Русские зюдекумы", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Еще раз о профсоюзах...", "О значении воинствующего материализма" и др.

  Работа Ленина над "Ф" была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономического учения Маркса с кантианством.

  Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчеркивает, что без ее критического освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать "... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении "логической идеи", мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой "суммой примеров" (см. там же, с. 316). "Согласие" с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), которые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей. "Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую" (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики "Капитала", в котором Маркс дал образец диалектико-материалистического анализа реальности.

  Большое методологическое значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельных отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-философское развитие, освобожденное от случайностей исторической формы, должно составить существенное содержание научной философии. В понимании процесса становления и применения логических категорий в истории познания и философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа "круга кругов", который в противоположность простой хронологии и эмпирической констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, которые "... направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 301). "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (там же, с. 142–43). Ленин подчеркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, с. 194).

  Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистической критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и некоторыми др. марксистами кантианства, махизма и т.д. "Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски" (там же, с. 161).

  Конспектируя "Святое семейство" Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции научного социализма и выделяет главные моменты этого процесса: 1) подход "к идее общественных отношений производства"; 2) критика филантропических теорий социализма и осознание революционной роли пролетариата; 3) анализ того направления французского материализма, которое подводит к социализму. В "Ф" Ленина изложена программа философских исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной философской науки, глубокого освоения классического философского наследия и острой, принципиальной критики буржуазной философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.

  Лит.: О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. Х., Как читать и изучать Ф В. И. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972.

  А. Х. Касымжанов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 11:18:19