Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фибих Зденек

Фибих (далее Ф) (Fibich) Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, – 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865–67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871 до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873–74 преподавал пение в школе в Вильнюсе). Был 2-м дирижером и хормейстером "Временного театра" (1875, 1877), возглавлял русский хор в православной церкви (1878–81). Преподавал главным образом фортепианную игру (среди учеников – К. Коваржовиц, О. Острчил, З. Неедлы). Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель национальной школы, Ф. был носителем романтических традиций в чешской музыке. Стиль Ф. сформировался под влиянием нем. музыкального романтизма (главным образом сочинения Р. Шумана), а также чеш. романтической поэзии (многие вокальные сочинения Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого). Произведения Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирической взволнованностью, патриотическими устремлениями (некоторые основаны на чеш. народном эпосе); в них используется национальный музыкальный фольклор. Среди сочинений – оперы "Бланик" (1877), "Мессинская невеста" (по Шиллеру, 1883), "Буря" (по Шекспиру, 1894), "Геды" (по Байрону, 1896), "Шарка" (1897), трилогия мелодрам "Ипподамия" (слова Врхлицкого, 1889–91), близкая к музыкальным драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симфонические поэмы, камерно-инструментальные ансамбли, песни, циклы фортепианных пьес.

  Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М. – Л., 1951, с. 310–16, 422–36.

  З. К. Гулинская.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:47:53