Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фет Афанасий Афанасьевич

Фет (далее Ф) Шеншин, Афанасий Афанасьевич (23.11 (5.12).1820, с. Новоселки, ныне Мценского района Орловской обл., – 21.11 (3.12).1892, Москва), русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Ф; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и с целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов – "Лирический пантеон" (1840). К началу 60-х гг., периоду резкого размежевания общественных сил, связанного с революционной ситуацией, относятся публицистические выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчеркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своем поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сборника стихов под общим название "Вечерние огни" (1883–91).

  Ф. – принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ("Весна и ночь покрыли дол", 1856?), поэт как бы растворяет свое "я" в стихии органической жизни ("Какое счастие: и ночь, и мы одни!", 1854). Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Ф. природа – "весны таинственная сила" ("Еще майская ночь", 1857), "чудные картины" зимы ("Какая грусть! Конец аллеи", 1862), вечера и ночи ("Шепот, робкое дыханье", 1850, "На стоге сена ночью южной", 1857). "Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластически картинам проявился у Ф. в антологических стихах ("Вакханка", 1843, "Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолетные душевные настроения и состояния – эту текучую "материю" всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком – особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.

  Ф. известен как переводчик Горация, Овидия, И. В. Гете и др. древних и новых поэтов. Впервые перевел на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1881). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (ч. 1–2, 1890), "Ранние годы моей жизни" (опубликовано в 1893). Многие стихи Ф. положены на музыку.

  Соч.: Полное собрание стихотворений. (Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба), 2 изд., Л., 1959; Вечерние огни. (Послесл. Д. Благого), М., 1971 (имеется библ. муз. произв. на стихи, вошедшие в это издание).

  Лит.: Эйхенбаум Б. М., Ф, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Озеров Л., А. А. Ф. О мастерстве поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Ф. Очерк жизни и творчества, Л., 1974; Благой Д., Мир как красота. О "Вечерних огнях" А. Фа, М., 1975; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. – Л., 1962.

  В. И. Масловский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 08:28:43