Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Феодальный социализм

Феодальный социализм (далее Ф) разновидность донаучного социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

  Впервые термин "Ф" был употреблен К. Марксом н Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Они относили к его представителям часть французских легитимистов (Ж. Вильнев-Баржемон, Ш. Монталамбер и др.) и "Молодую Англию", в которую входили аристократические тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли. Историко-философская концепция Ф была разработана Т. Карлейлем. Теоретическими источниками явились философия католицизма, схоластический реализм, мистика Э. Сведенборга, реакционный романтизм 18 – начала 19 вв. (Э. Берк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. Де Местр), традиционализм исторической школы права и др. учения, которые представители Ф использовали преимущественно для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм) обоснования своих социально-политических построений. Формирование Ф произошло после Революции 1830 во и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразном антикапиталистическом фронте феодалов и трудящихся.

  Ф представлял исторический процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача которых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нем "искусственных" элементов. С точки зрения Ф, установление политического господства промышленной буржуазии привело к распаду традиционных общественных связей, к возникновению хаотической массы преследующих эгоистические цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением промышленной цивилизации с феодально-патриархальными принципами общественного бытия, отвечающими извечной "человеческой природе": иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в которых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и "капитаны промышленности", как назвал их Карлейль). Программа Ф, отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности народных масс. К Ф тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (городское мещанство, чиновничье-бюрократические элементы, часть интеллигенции).

  К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феодальными социалистами антигуманистических сторон капиталистической цивилизации, в целом характеризовали Ф как ведущее направление реакционного социализма 30–40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф, разновидностью которого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967.

  И. Н. Неманов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:56:22