Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фейхтвангер Лион

Фейхтвангер (далее Ф) (Feuchtwanger) Лион (7.7.1884, Мюнхен, – 21.12.1958, Лос-Анджелес, США), немецкий писатель. Получил филологическое образование в Мюнхене и Берлине; доктор философии (1907). Занимался журналистикой, театральной критикой. Антивоенная позиция Ф. в 1914–1918 выразилась в стихах, обработках "Персов" по Эсхилу (1917), "Мира" по Аристофану (1918), в пьесах "Военнопленные" (1919) и др. Эмигрировав из (1933), жил во участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с В. Бределем и Б. Брехтом издававшийся в Москве в 1936–39 журнал "Ворт" ("Das Wort"). Посетив СССР, написал книгу "Москва 1937" (1937, рус. пер. 1937). В 1940 был интернирован во застигнут немецкими войсками и с трудом спасся. Последние годы жизни провел в США.

  Основная проблематика творчества Ф. – альтернатива действия и философского созерцания, – впервые обозначившись в "драматическом романе" "Томас Вендт" (1920), была продолжена в исторических романах "Еврей Зюсс" (1920–22, опубл. 1925, рус. пер. 1929) и "Безобразная герцогиня" (1923, рус. пер. 1935). В 1930 появился роман "Успех" (рус. пер. 1935), составивший 1-ю часть трилогии "Зал ожидания"; др. романы – "Семья Оппенгейм" (1933, рус. пер. 1935; в позднейших изданиях – "Семья Опперман") и "Изгнание" (1939, рус. пер. 1939). По глубине социального анализа "Успех" – выдающееся реалистическое произведение, разоблачавшее гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в "Семье Оппенгейм" крах буржуазного гуманизма, в романе "Изгнание" Ф. критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политической борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части нем. эмиграции к новой, социально преображенной жизни на родине. Центральная проблема исторических романов Ф. 30-х гг. – проблема личности, которая, воплощая в себе гуманистические духовные ценности, находится в определенном отношении к народу и социальной практике (трилогия об Иосифе Флавии – "Иудейская война", 1932, рус. пер. 1937; "Сыновья", 1935, рус. пер. 1937; "Настанет день", 1942). Историческим романам Ф. присущ остроактуальный подтекст ("Лже-Нерон", 1936, рус. пер. 1937). Подлинные исторические лица и события накануне фашистского переворота в романе "Братья Лаутензак" (1943) придают социально-политическому анализу происходящего большую конкретность и глубину. Роман "Симона" (1944) рассказывает о юной героине французского Сопротивления. Обогащенный историческим опытом победоносной антифашистской войны и социалистических преобразований в ряде европейских стран, Ф. в принципе приемлет и путь, которым эта победа была достигнута, – революционная активность народных масс. Эти идеи нашли выражение в произведениях Ф., тематически связанных с Великой французской революцией: в романах "Лисы в винограднике" (1947, рус. пер. 1959), "Гойя, или Тяжкий путь познания" (1952, рус. пер. 1955), "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" (1952, рус. пер. 1956) и пьесе "Вдова Капет" (1956).

  Ф. создал новый тип исторический двупланового романа (в известной степени рационалистического). Многие произведения Ф. экранизированы. Национальная премия ГДР (1953).

  Соч.: Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Bd 1–10, 12–14, В., 1959–64: в рус. пер. – Собр. соч., вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1–12, М., 1963–68.

  Лит.: Фрадкин И. М., Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Литература новой М., 1961; Рачинская Н. Н., Лион Ф, М., 1965; Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; Leupold Н., Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967; Николаева Т. С., Разум против варварства, Саратов, 1972.

  И. М. Фрадкин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 15:59:44