|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фатализм | Фатализм (далее Ф) (от лат. fatalis – предопределенный судьбой, роковой), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа Ф Мифологический, а позднее бытовой, обывательский Ф понимает предопределение как иррациональную темную судьбу, теологический Ф – как волю всемогущего божества; рационалистический Ф (сливающийся с механистическим детерминизмом) – как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф повсеместно распространен на заре культуры; позднее он оттесняется на периферию мысли, выражается в "оккультных" доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, Позднее Возрождение и т.д. – вплоть до астрологических увлечений в буржуазном обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистической философии жизни (О. Шпенглер) и у ее эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф, учащий, что бог еще до рождения предопределил одних людей "к спасению", а других "к погибели", получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах 8–9 вв.), в некоторых христианских ересях средневековья (у Готшалька, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме, ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна. Соединение теологического Ф с рационалистическим наблюдается у Г. Плифона. Рационалистический Ф в чистом виде характерен для Демокрита, для Б. Спинозы, Т. Гоббса и др. представителей механистического детерминизма (например, учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент). Поздний и философски бессодержательный вариант рационалистического Ф – представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственной биологической конституцией (Ч. Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф, марксизм противопоставляет им учение о необходимости и случайности, о диалектике свободы и необходимости в общественно-историческом процессе.
С. С. Аверинцев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:12:36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|