Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фарфор

Фарфор (далее Ф) (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Ф обладает высокой механической прочностью, термической и стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, коррозионностойких аппаратов технологии, электро- и радиотехнических деталей, низкочастотных изоляторов и т.д. Ф обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата (такой Ф называется полевошпатовым). С развитием техники появились разновидности Ф: глиноземный, цирконовый, борнокальциевый, литиевый и др.

  В зависимости от состава фарфоровой массы различают так называемый твердый и мягкий Ф (мягкий Ф имеет несколько меньшую твердость, чем твердый). Твердый Ф беднее флюсами и богаче глиноземом, чем мягкий; для получения необходимой плотности и просвечиваемости он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °С). Мягкий Ф более разнообразен по составу, чем твердый; температура обжига до 1300 °С. К мягкому Ф относится также костяной Ф, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т.д. Костяной Ф характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью. И твердый, и мягкий Ф либо покрывают глазурью, либо выпускают в виде т. н. бисквитного Ф, т. е. без глазури (см. Бисквит). В повседневном обиходе (посуда) и в технике (электроизоляторы) обычно применяется твердый Ф; мягкий Ф используется преимущественно для изготовления художественных изделий.

  О производстве Ф (способах приготовления керамической массы, методах формовки, режимах обжига) см. в ст. Керамика.

 

  Лит.: Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975.

  И. А. Булавин.

  Художественный фарфор. Исторический очерк. Ф появился в Китае в 4–6 вв.: вытянутые стройные амфоры с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульптурным изображением жанровых сцен на крышках. В 7–13 вв. кит. Ф проник в страны Азии и Европы. Это изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, вазы в форме античных амфор с ручками в виде драконов, белоснежные и расписанные яркими цветными глазурями голубые и зеленовато-серые сосуды с рельефной орнаментацией (селадон) из мастерских Лунцюаня, молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу с вытисненными рисунками, тяжелые сосуды и бутыли с остроэкспрессивной росписью коричневой краской на светло-молочном фоне из Цычжоу, голубые изделия "жу-яо" и изысканные, украшенные глазурью с контрастом ярких пятен на нейтральном фоне сосуды "цзюнь-яо" из провинции Хэнань.

  С 14 в., когда центром производства Ф стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные глазурями трех цветов ("сань-цай") или подглазурной росписью синим которая в 15 в. часто сочеталась с надглазурной росписью ("доу-цай" – "борьба цветов"). В 16 в. образцами росписи иногда служили узоры шелковых тканей. Утонченность форм, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи свойственны изделиям 17–18 вв., особенно с росписью эмалями зеленого и розового цвета и т. н. пламенеющего Ф с глазурью, переходящей из голубого в красный цвет. Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божественных мифических персонажей, легендарных красавиц. В конце 18 в. формы становятся вычурными, имитируют изделия из лака, бронзы, камня и т.п. В 19 в. фарфоровая промышленность пришла в упадоколо Современные изделия кит. Ф обычно просты по форме, часто монохромны и покрыты традиционными цветными глазурями (серовато-зеленой, голубовато-серой, красной). Выполняется много изделий и фигурок из белого бисквита. В Корее фарфоровые изделия известны с 10 в.: гладкие без декора – "сомун", украшенные изображениями животных и растений – "санхен", с красным орнаментом – "динхон", с рисунками – "хвагым", корейские селадоны – "сангам" и др. В Японии производство Ф возникло в 16–17 вв. под влиянием Китая и Кореи. Особенно известны изделия г. Арита (т. н. имари) с росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы), повлиявшие на роспись европейского Ф 18 в. В современном японском Ф (как и в керамике) часто применяется лаконичная контрастирующая с формой изделий роспись, требующая от исполнителя тонкого композиционного такта.

  В Европе в конце 16 в. изготовляли мягкий Ф, близкий по своему составу молочному стеклу (т. н. фарфор Медичи во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый глазурью, и роспись подражавшую вост. моделям). Около 1709 в И. Ф Бетгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства твердого Ф, а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене (см. Мейсенский фарфор), выпускавший изысканную по росписи и пластическому богатству посуду, вазы, скульптуру в стиле рококо (живописец И. Г. Херольдт, скульптор И. И. Кендлер и др.), а позднее – классицизма. В 1717–18 была основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хехсте, Нейдеке (в 1761 переведена в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге; в некоторых из них работали крупные мастера (Ф А. Бустелли в Нимфспбурге, И. П. Мельхиор в Хехсте), в основном в духе рококо.

  Во в 17–18 вв. мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннесси, Шантийи, Венсенне) изготовляли предметы роскоши (в т. ч. лепные цветы) из мягкого Ф, покрытые легкоплавкой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твердый Ф здесь начали производить лишь с последней трети 18 в. Особое место заняло производство бисквитной скульптуры (по рисункам и моделям Э. М. Фальконе, Ф Буше и др.) на Севрской мануфактуре (см. Севрский фарфор). В Великобритании с середины 18 в. изготовлялись посуда и скульптура из мягкого Ф и затем его разновидности – "костяного Ф" с каолином и пережженной костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного фона). В Италии твердый и мягкий Ф выпускался в 18 в. в Венеции, Дочче близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с кит. мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В 18–19 вв. мануфактуры по производству твердого и мягкого Ф были созданы также в Дании (Копенгаген), Швеции (Мариеберг), Голландии (Весп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии (Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах 19 в. (в Бржезове в Чехии; Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в подражание китайской. На протяжении всего 19 в., несмотря на улучшение технологического процесса, художественное качество европ. Ф снижается. Лишь изредка из технических достижений извлекается художественый эффект (подглазурная роспись блеклыми матовыми красками с мягкими, нежными переходами тонов на заводе в Копенгагене в конце 19 – начале 20 вв.). В 20 в. в оформлении массовых изделий повсеместно вводятся механические приемы (деколькамания, штамп, трафарет, ручная и машинная отводка), увеличивается выпуск технического Ф, ведутся поиски современных выразительных форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто остроэкспрессивная роспись. Некоторые заводы выпускают изделия по старым (в основном 18 в.) формам.

  В России Ф был известен со 2-й половины 16 в.: в 18 в. здесь над способом производства Ф работали М. В. Ломоносов, московский керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод (см. Фовый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде), где около 1747 Д. И. Виноградовым был открыт способ производства твердого Ф из отечественных материалов (простые и изящные по форме сосуды, сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей, кит. сюжетов, портретов, гербов, монограмм, особенно выполненные живописцем А. И. Черным, жанровые фигурки). В последней четверти 18 в. на заводе работали выпускники петербургской АХ и иностранные мастера, изготовлявшие сервизы, вазы, портретные бюсты, скульптуру (серия "Народы Российского государства", 1780-е гг.), в основном в стиле раннего классицизма, а в начале 19 в., и особенно после Отечественной войны 1812, в стиле ампир (изделия с живописью военных сцен, портретами героев 1812, скульптуры по моделям С. С. Пименова). С 1830-х гг. завод выпускал эклектические изделия, лишь на рубеже 19–20 вв. с применением и цветных огнеупорных глазурей и подглазурной росписи, а также с работой на заводе технолога Н. Н. Качалова, художника Е. Е. Лансере, скульптора Н. Я. Данько были созданы отдельные значительные произведения. Массовая продукция отличалась стилизацией, обилием слащавых мещанских мотивов, перегруженностью росписей
  В 18–19 вв. были открыты многие частные фарфоровые заводы: Ф Я. Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый завод) в с. Вербилки Московской губернии, сочетавший ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов; князя Н. Б. Юсупова в с. Архангельском, выпускавший изделия по французским образцам; А. М. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губернии, изготовлявший вазы с лепными цветами, статуэтки и даже иконостас. Завод А. Г. Попова в с. Горбуново Московской губернии выпускал жанровую скульптуру подчеркнуто демократического характера. К середине 19 в. были основаны крупные заводы: Дулевский фарфоровый завод, завод около с. Буты Харьковского уезда на Украине, в Риге, которые постепенно перешли в руки капиталиста М. С. Кузнецова; продукция этих заводов, несмотря на высокое качество фарфорового черепка, в целом была эклектичной, отмеченной чертами отвлеченной символики и стилизации.

  В сов. время было налажено производство технического, бытового, художественного Ф целиком из отечественных материалов, освоена новая сов. тематика в росписи (изделия т. н. сов. агитационного фарфора С. В. Чехонина, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., сочетавшие изящество исполнения и плакатную броскость изображения с новой сов. эмблематикой и надписями) и скульптуре (обобщенные по форме, актуальные по общественному звучанию произведения В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько и др.). В 1930-е гг. значительно увеличился выпуск массовой продукции, в основном силами Дулевского и Дмитровского заводов, на которых были организованы художественные лаборатории, внедрившие в производство роспись изделий по эскизам заводских художников (т. и, ситцевые мотивы П. В. Леонова, мотивы рус. народного орнамента Е. П. Смирнова). Однако общими недостатками Ф тех лет, особенно массового, были увлечение приемами станковой живописи, неорганическая связь росписи с формой изделий и затянувшийся процесс обновления этих форм. Поиски практичных, утилитарно-целесообразных форм начались в 50-е гг. (Э. М. Криммер, Н. М. Суетин, С. Е. Яковлева в Ленинграде, Т. Н. Воскресенская в Дулеве и др.). Появились лаконичные, простые по исполнению росписи, подчеркивающие красоту самого материала. Вместе с тем возросло применение механических способов украшения массового Ф, что существенно повлияло на его художественное качество. К концу 1960-х гг. наряду с внедрением в производство новых форм и органично связанной с формой росписи, стремящейся подчеркнуть красоту и благородство самого материала, наметился отход от узко понятой утилитаризации в сторону усиления декоративного начала, повышения эмоционального звучания фарфорового изделия в интерьере (В, М. Городецкий, П. В. Леонов и др.).

 

  Лит.: Селиванов А. В., Ф и фаянс Российской империи, Владимир, 1903; его же, Первое прибавление к книге: Ф и фаянс Российской империи, Владимир, 1904; его же, Второе прибавление..., 2 изд., Владимир, 1914; Императорский фарфоровый завод. 1774 – 1904, (СПБ. 1907); Тройницкий С., Русский фарфор, Л., 1928; его же, Русские фарфоровые фигуры. Л., 1928; Гурвиц П. А., Ф и фаянс. Указатель русской литературы о фарфоре, Хар., 1922; Русский художественный фарфор. Сб. ст. под ред. Э. Ф Голлербаха и М. В. Фармаковского, Л., 1924; Кверфельдт Э. К., Ф, Л., 1940: Безбородов М. А., Дмитрий Иванович Виноградов – создатель русского фарфора, М. – Л., 1950; Русский художественный фарфор. (Альбом), сост. Б. Н. Эмме и М. Л. Егоропа-Котлубай, М. – Л., 1950: Кочетова С. М., Ф и бумага в искусстве Китая, М. – Л., 1956; Западноевропейский фарфор XVIII–XIX вв. (Путеводитель по выставке), М., 1956; Андреева Л. В., Советский фарфор, 1920 – 1930 гг., М., 1975; Zimmermann E., Chinesisches Porzellan, seine Geschichte, Kunst und Technik, Bd 1–2, Lpz., 1913; Hannover E., Pottery and porcelain, v. 1–3, L., 1925; Penkala M., European porcelain, Arnst., (1947); Walcha О., Porzullan, Lpz., (1963); Weiss G., Ullstein-Porzeilanbuch, . – ./M. – ., 1964: Jedding ., Europäisches Porzellan, Bd 1–2, Münch,, 1971; Schnorrv. Carolsfeld (. Slimann), Europäisches Porzellan, Bd 1–2, Braunschweig, 1974.

  В. Д. Синюков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 06.11.2024 00:23:06