|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фантастика | Фантастика (далее Ф) (от греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы; ее исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину "чудесного мира", противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии. Истоки Ф – в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Ф в существе своем предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические (см. Мифология) и сказочные (см. Сказка) образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Т. о. возникает предуказанный ("архетипический") принцип фантастического правдо- и жизнеподобия, сообразного нравственным и эстетическим закономерностям воображаемого сказочно-мифологического мироздания и составляющего разрастающееся мозаичное целое. Ф эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами (в т. ч. с реалистическим) изображения идей, страстей и событий. Особенно плодотворным, однако, оказалось сочетание Ф с романтизмом.
Ф выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности и ритуально-магического воздействия на нее. Первобытное миропонимание становится исторически несостоятельным и тем самым – фантастическим, т. е. не соответствующим новым представлениям о действительности. Характерным признаком возникновения Ф служит разработка эстетики чудесного, несвойственной первобытному фольклору. Происходит расслоение: богатырская сказка и сказания о культурном герое трансформируются в героический эпос (народное иносказание и обобщение истории), в котором элементы чудесного являются подсобными и несущественными; сказочно-волшебная стихия осознается как таковая и служит естественной средой для рассказа о путешествиях и приключениях, вынесенного за исторические рамки. Так, "Илиада" Гомера представляет собой по сути дела реалистическое описание эпизода Троянской войны (чему не мешает участие в действии героев-небожителей); гомеровская же "Одиссея" – прежде всего фантастическое повествование о всевозможных и невероятных приключениях, не связанных с эпическим сюжетом, одного из героев той же войны. Сюжет, образы и происшествия "Одиссеи" – начало всей литературной западно-европейской Ф Примерно так же, как "Илиада" и "Одиссея", соотносятся ирландские героические саги и "Плавание Брана, сына Фебала" (7 в. н. э.). Прообразом многих будущих фантастических путешествий послужила пародийная "Правдивая история" Лукиана, где автор для усиления комического эффекта стремился нагромоздить как можно больше невероятного и несуразного и обогатил при этом флору и фауну "чудесной страны" многими живучими выдумками.
Т. о., еще в античности наметились основные направления Ф – фантастические блуждания-похождения и фантастический поиск-паломничество (характерный сюжет – сошествие в ад). Овидий в "Метаморфозах" направил в русло Ф исконно-мифологические сюжеты превращений и положил начало фантастико-символические аллегории – жанру скорее дидактическому, чем приключенческому: "поучению в чудесах". Фантастические превращения становятся формой осознания превратности и ненадежности человеческой судьбы в мире, подвластном лишь произволу случая или загадочной вышней воле.
Богатый свод литературно обработанной сказочной Ф дают сказки "Тысячи и одной ночи"; влияние их экзотической образности сказалось в европейской предромантике и романтизме. Фантастические сюжеты "Тысячи и одной ночи" отличаются своеобразной национальной и религиозной замкнутостью. Фантастическими образами и отзвуками "Махабхараты" и "Рамаяны" насыщена литература от до Р. Тагора. Своеобразный литературный переплав народных сказаний, легенд и поверий представляют собой многие произведения японской (например, жанр "рассказа о страшном и необычайном" – "Кондзяку-моногатари") и китайской Ф ("Рассказы о чудесах из кабинета Ляо" Пу Сун-лина).
Фантастическое воображение под знаком "эстетики чудесного" было основой средневекового рыцарского эпоса – от "Беовульфа" (8 в.) до"Персеваля" (около 1182) Кретьсна де Труа и "Смерти Артура" (1469) Т. Мэлори. Обрамлением фантастических сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. С ней скрещивалась более исторически обоснованная легенда о дворе Карла Великого. Дальнейшую трансформацию этих сюжетов являют монументально-фантастические, почти совсем утратившие историко-эпическую подоснову ренессансные поэмы "Влюбленный Роланд" Боярдо, "Неистовый Роланд" Л. Ариосто, "Освобожденный Иерусалим" Т. Тассо, "Королева фей" Э. Спенсера. Вместе с многочисленными рыцарскими романами 14–16 вв. они составляют особую эпоху в развитии Ф Вехой в развитии фантастической аллегории, созданной Овидием, был "Роман о Розе" 13 в. Гильома де Лорриса и Жана де Мена.
Развитие Ф в период Ренессанса завершают "Дон Кихот" М. Сервантеса – пародия на Ф рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа, и "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф Рабле – комическая эпопея на фантастической основе, одновременно традиционной и произвольно переоформленной и переосмысленной. У Рабле же находим (глава "Телемское аббатство") один из первых примеров фантастической разработки утопического жанра, хотя и исконно нехарактерной: ведь у зачинателей жанра Т. Мора (1516) и Ф Кампанеллы (1602) утопия тяготеет к дидактическому трактату и лишь в "Новой Атлантиде" Ф Бэкона являет собой научно-фантастическую игру воображения. Пример более традиционного сочетания Ф с мечтой о сказочном царстве справедливости – "Буря" У. Шекспира.
В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали Ф религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской Ф – "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" Дж. Мильтона – основаны на апокрифах. Это, однако, не умаляет того факта, что произведения европейской Ф средневековья и Возрождения, как правило, имеют вторичную, этическую христианскую окраску или представляют игру фантастических образов в духе христианской апокрифической демонологии. Вне Ф стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Тем не менее христианско-мифологическое сознание способствует расцвету особого жанра – Ф видений. Начиная с апокалипсиса Иоанна Богослова "видения" или "откровения" становятся полноправным литературным жанром: разные аспекты его представляют "Видение о Петре Пахаре" (1362) У. Ленгленда и "Божественная комедия" Данте. Идея "откровения", в отличие от жития, – противопоставление земной действительности иного, сверхъестественного плана существования.
Поэтика религиозного "откровения" определяет визионерскую фантастику У. Блейка: его грандиозные "пророческие" образы – последняя вершина жанра.
К концу 17 в. маньеризм и барокко, для которых Ф была постоянным фоном, дополнительным художественным планом (при этом происходила эстетизация восприятия Ф, утрата живого ощущения чудесного), сменил классицизм, по своей сути чуждый Ф: его обращение к мифу полностью рационалистично. В романах 17–18 вв. мотивы и образы Ф походя используются для осложнения интриги. Фантастический поиск трактуется как эротические похождения ("фейные сказки", например "Акажу и Зирфила", 1744, Ш. Дюкло). Ф, не имея самостоятельного значения, оказывается подспорьем плутовского романа ("Хромой бес" А. Р. Лесажа, "Влюбленный дьявол" Ж. Казота), философского трактата ("Микромегас" Вольтера) и т.д. В "Путешествиях Гулливера" Дж. Свифта Ф в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службу идеологической сатире. Реакция на засилье просветитительского рационализма наступила во 2-й половине 18 в.; англичанин Р. Херд призывает к прочувствованному изучению Ф ("Письма о рыцарстве и средневековых романах", 1762); в "Приключениях графа Фердинанда Фэтома" Т. Смоллетт предваряет ставший началом развития Ф 19–20 в. "готический роман" Х. Уолпола, А. Радклиф, М. Льюиса, У. Бекфорда. Поставляя аксессуары романтических сюжетов, Ф остается на подсобной роли: с ее помощью двойственность образов и событий становится изобразительным принципом предромантизма.
У романтиков двойственность оборачивается раздвоением личности, ведущим к поэтически благотворному "священному безумию". "Прибежища в царстве фантазии" (Ю. А. Кернер) искали все романтики: у "иенцев" фантазирование, т. е. устремленность воображения в запредельный мир мифов и легенд, выдвигалось как приобщение к высшему прозрению, как жизненная программа – сравнительно благополучная (за счет романтической иронии) у Л. Тика, патетичная и трагическая у Новалиса, чей "Генрих фон Офтердинген" являет образец обновленной фантастической аллегории, осмысленной в духе поисков недостижимого и непостижимого идеально-духовного мира. Гейдельбергская школа использовала Ф как источник сюжетов, придающих дополнительный интерес земным событиям (так, "Изабелла Египетская" Л. А. Арнима представляет собой фантастическую аранжировку любовного эпизода из жизни Карла ). Такой прагматический подход к Ф оказался особенно перспективным.
Стремясь обогатить ресурсы Ф, нем. романтики обратились к ее первоисточникам – собрали и обработали волшебные сказки и легенды ("Народные сказки Петера Лебрехта", 1797, в обработке Тика, "Детские и семейные сказки", 1812–14, и "Немецкие предания", 1816–1818, братья Я. и В. Гримм). Это способствовало становлению жанра литературной сказки во всех европейских литературах, остающегося и поныне ведущим в детской Ф Классический его образец – сказки Х. К. Андерсена.
Романтическая Ф синтезирует творчество Э. Т. А. Гофмана: здесь и готический роман ("Эликсир дьявола"), и литературная сказка ("Повелитель блох", "Щелкунчик и мышиный король"), и феерическая фантасмагория ("Принцесса Брамбилла"), и реалистическая повесть с фантастической подоплекой ("Выбор невесты", "Золотой горшок").
Попытку оздоровить влечение к Ф как к "пропасти потустороннего" представляет "Фауст" Гете; используя традиционно-фантастический мотив продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончательной ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую мир (т. е. утопический идеал исключается из области Ф и проецируется в будущее).
В России романтическая Ф представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф Одоевского, А. Погорельского, А. Ф Вельтмана. К Ф обращался А. С. Пушкин ("Руслан и Людмила", где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н. В. Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины ("Страшная месть", "Вий"). Его петербургская Ф ("Нос", "Портрет", "Невский проспект"), крайне экономная и "выморочная", по-иному обусловлена общей картиной действительности, сгущенное изображение которой естественно порождает фантастические образы (как и в "Пиковой даме" Пушкина или в "Двойнике" Ф М. Достоевского).
С утверждением критического реализма Ф опять оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась как своеобразный контекст повествования, придающий символический характер реальным образам (например, у Ш. Бронте, Н. Хоторна, А. Стриндберга). Готическую традицию Ф развивает Э. По, рисующий или подразумевающий запредельный, потусторонний мир как царство призраков и кошмаров, властвующих над земными судьбами людей. Однако он же предвосхитил ("История Артура Гордона Пима", "Низвержение в Мальстрем") появление новой отрасли Ф – научной фантастики, которая в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса принципиально обособляется от общефантастической традиции; она рисует реальный мир, преображаемый наукой (к худу или к добру) и по-новому открывающийся взгляду исследователя. (Правда, развитие космической Ф приводит к открытию новых миров, по неизбежности как-то соотносящихся с традиционно-сказочным, но это момент привходящий.)
Интерес к Ф как таковой возрождается к концу 19 в. у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М. Швоб, Ф Сологуб), символистов (М. Метерлинк, А. Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк), сюрреалистов (Г. Казак, Э. Крейдер). Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира – мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, Л. Милна; в сов. литературе – у А. Н. Толстого ("Золотой ключик"), Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создает с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин
В западной литературе 20 в. богато представлена неоготическая Ф (У. Де ла Мар, Х. П. Лавкрафт, Дж. Кольер). Хотя во 2-й половине 20 в. фантастический импульс находит себе выход в основном в области научной фантастики, однако иногда он вызывает качественно новые художественные явления, например трилогия англичанина Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец" (1954–55), написанная в русле эпической Ф, романы и драмы Кобо Абэ, произведения испанских и латиноамериканских писателей (А. Састре, Х. Кортасар). Для современности характерно отмеченное выше контекстное использование Ф, когда внешне реалистическое повествование имеет символико-иносказательный оттенок и дает более или менее зашифрованную отсылку к какому-либо мифологическому сюжету (например, "Улисс" Дж. Джойса, "Кентавр" Дж. Апдайка, "Корабль дураков" К. А. Портер). Сочетание различных возможностей Ф являет собой роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Фантастико-аллегорический жанр представлен в советской литературе циклом "натурфилософских" поэм Н. А. Заболоцкого ("Торжество земледелия" и др.), народно-сказочная Ф – творчеством П. П. Бажова, литературно-сказочная – пьесами Е. Шварца.
Жанровые формы Ф – фантасмагория и феерия – стали традиционным вспомогательным средством рус. и сов. сатиры: от М. Е. Салтыкова-Щедрина ("История одного города") до В. В. Маяковского ("Клоп" и "Баня").
Ф 2-й половины 20 в. остается живой и плодоносной ветвью различных направлений художественной литературы.
Лит.: Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки, М,, 1958; его же,"Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968; Ильенков Э. В., Об эстетической природе фантазии, в сборнике: Вопросы эстетики, в. 6, М., 1964; Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974; Бахтин М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Gould . В., Curious myths of the Middle Ages, L., 1901; Felix-Faure-Goyau L., vie et la mort des fees, ., 1910; Frye ., Fables of identity, . . – Birmingam, 1963; Todorov Tz., Introduction a la litterature fantastique, ., 1970; Campbell J., The flight of the Wild Gander, Chi., 1972; Kennard J. E., Number and nightmare. Forms of fantasy in contemporary fiction, Hamden (Conn.), 1975.
В. С. Муравьев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 06:53:17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|