Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Учитель (педагогич. работник)

Учитель (далее У) в СССР, педагогический работник, осуществляющий коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающего поколения в общеобразовательных школах (см. Педагог, Воспитатель, Преподаватель). Деятельность и общественное-правовое положение У (педагогич. работник) в дореволюционной России определялись, как и в любом классово-антагонистическом обществе, интересами господствующих эксплуататорских классов. На самой низшей ступени общественного положения находился народный У (педагогич. работник), обучавший в начальных школах детей крестьян и трудящегося городского населения. Народный У (педагогич. работник) пользовался уважением со стороны трудового народа, был близок к нему, глубоко переживал его бесправие и угнетение и поэтому был чуток к восприятию революционно-освободительных идей. Учитывая это, правительственные органы усиливали контроль за благонадежностью учителей. Учителя гимназий и др. средних учебных заведений занимали привилегированное положение, правительство стремилось превратить их в преданных ему чиновников. Однако среди значительной части учителей к середине 19 в. получили широкое распространение прогрессивные педагогические идеи В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского и др. представителей Отечественной демократической педагогики, несовместимой с "казенной педагогией" министерства народного просвещения – министерства "... полицейского сыска, глумления над молодежью..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 135). Среди прогрессивно настроенной части учительства нарастало недовольство рутиной в организации педагогического процесса. С усилением освободительного движения эта часть учительства численно росла и все более положительно влияла на направление учебных занятий, изменение стиля отношений с учащимися.

  После Октябрьской революции 1917 политика Сов. власти была поддержана подавляющим числом учителей дореволюционной школы. "Чиновники от просвещения" оказались в ничтожном меньшинстве. Уство привлекли широта размаха и демократизм реформы всей системы народного образования, творческие перспективы педагогической деятельности. Поэтому В. И. Ленин уже в 1918 выдвинул требование "... связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества" (там же, т. 36, с. 420).

  К осознанию задач построения нового общества учителя шли через творческое участие в перестройке системы народного образования и проведении культурной революции в СССР. Реализация ленинского указания о превращении учительства в главную армию социалистического просвещения явилась одним из важнейших итогов этой революции, в ходе которой осуществлены идейно-политическое перевоспитание и педагогическая переподготовка дореволюционного и создана система подготовки нового У (педагогич. работник) В Советском государстве создан новый тип нар. У (педагогич. работник) Его труд приобрел высокую общественную значимость, он "... тем ценен и прекрасен, что... формирует самого человека... У... осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее..." (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, 1973, с. 228).

  У (педагогич. работник) принадлежит решающая роль в воспитании и образовании, совершенствовании учеебного процесса. "... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно" (Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 2, 1948, с. 64). От личности У (педагогич. работник), его передовых общественных убеждений, культуры и образованности, педагогического мастерства зависит успех подготовки молодого поколения к жизни – его нравственный облик, мировоззрение, любовь к науке, способность к творческому труду в социалистическом обществе в условиях научно-технической революции. Специфика профессиональной деятельности У (педагогич. работник) заключается в его постоянном воспитательном воздействии на детей, подростков и юношество, что требует самого внимательного отношения к особенностям их возраста, чуткого понимания их запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем умения целенаправленно управлять процессом развития личности. У (педагогич. работник) при этом имеет дело как с отдельной личностью, так и с коллективом учащихся, деятельностью которого он руководит, используя ее в воспитательных целях (см. Классный руководитель). Интерес к работе с детьми, любовь и близость к ним, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях с учащимися являются необходимыми качествами личности У (педагогич. работник) Коммунистическая убежденность, широта культурного и научного кругозора, высоконравственное поведение, педагогическое мастерство служат основой авторитета У (педагогич. работник)

  Система подготовки У (педагогич. работник) строится на основе специфики педагогической деятельности и его общественного положения. В педагогических учебных заведениях (см. Педагогическое образование, Педагогические училища, Педагогические институты) и университетах (на историческом, филологическом и некоторых др. факультетах) будущие учителя изучают не только те науки, основы которых им предстоит преподавать, но и смежные. Особое внимание при подготовке У (педагогич. работник) уделяется педагогическим дисциплинам и педагогической практике. Подготовка У (педагогич. работник) ведется также в системе вечернего образования и заочного образования. Овладение научными знаниями, формирование педагогических способностей и личности У (педагогич. работник) продолжается и постоянно совершенствуется в процессе его деятельности. Частью повышения квалификации У (педагогич. работник) является обмен передовым педагогическим опытом. Кроме институтов усовершенствования учителей, этим занимаются педагогические институты, районные и городские педагогические (методические) кабинеты, педагогические общества, Академия педагогических наук СССР, с этой целью систематически проводятся педагогические чтения. Для У (педагогич. работник) издаются педагогические журналы, "Уская газета" и того же назначения специальные газеты в союзных республиках, педагогическая и методическая литература, его работа стала предметом научных исследований.

  К началу 1976/77 учебного года в СССР работало 2700 тыс. учителей (к началу 1914/15 их было 280 тыс.). Эта огромная армия коммунистического просвещения направляет все усилия на дальнейшее совершенствование процесса обучения, решение задач всеобщего среднего образования в соответствии с задачами социального и научно-технического прогресса. Учителя активно участвуют в распространении политических, научных и педагогических знаний среди населения. Многие из них являются депутатами органов Сов. власти. К началу 1976/77 уч. года среди учителей – 83 Героя Социалистического Труда, свыше 280 тыс. чел. награждены орденами и медалями; 35 тыс. учителей носят звание заслуженного учителя школы. Министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик отмечают лучших учителей знаками отличника, медалями: Н. К. Крупской (Министерство просвещения СССР), К. Д. Ушинского (РСФСР), А. С. Макаренко (УССР), Х. Абовяна (Арм. ССР), Я. С. Гогебашвили (Грузинской ССР). В ходе проводящейся с 1975 аттестации учителей наиболее опытным из них присваиваются звания старшего учителя и учителя-методиста. В стране ежегодно в первое воскресенье октября отмечается День учителя. Учителя входят в состав профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений (см. Профессиональные союзы СССР).

  Советское правительство постоянно заботится об улучшении материально-бытовых условий жизни учителей. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый государством отпуск в 48 рабочих дней, систематически повышается зарплата (последнее повышение в 1972), предусмотрены пенсионные льготы, сельские учителя обеспечиваются бесплатной квартирой с отоплением и освещением, земельным участком.

  Опыт подготовки, деятельности и повышения квалификации У (педагогич. работник) в СССР получил распространение (с изменениями, диктуемыми местными условиями) в др. социалистических странах, используется он и во многих развивающихся государствах.

  Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Всесоюзный съезд учителей. 2 – 4 июля 1968. Стенографии. отчет, М., 1969; Нар. образование в СССР.. Общеобразоват. школа. Сб. документов. 1917–1973, (сост. А. А. Абакумов и др..), М., 1974: Справочник работника нар. образования. Сб. законодательных, руководящих и инструктивных материалов, М., 1973; М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Крупская Н. К., Об учителе, 2 изд., М., 1960; Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 5, М., 1958; Нар. образование в СССР, под ред. М. А. Прокофьева и др., М., 1967; Советский учитель. Очерки об учителях – Героях Социалистического Труда, М., 1975; Гоноболин Ф. Н., Книга об учителе, М., 1965; Кузьмина Н. В., Очерки психологии труда учителя, Л., 19671 ее же, Формирование пед. способностей, Л., 1961; Раченко И. П,, Научная организация пед. труда, М., 1972; Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР. Важнейшие этапы истории и совр. состояние, М., 1975.

  П. В. Зимин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 05:53:13