Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Учебник

Учебник (далее У) книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.

  История У начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например "Начала" Евклида (около 300 до н. э.) служили У геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий "Начал" в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги ("Псалтырь", "Часослов" и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350–51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение У как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) явился образцом для создателей У в течение нескольких столетий.

  Первым русским печатным У была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Из четырех веков существования русских печатных У 1-я треть приходится на букварно-грамматические У, среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У более 100 лет до появления "Российской грамматики" М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла "Арифметика" Л. являвшаяся до конца 18 в. основным У арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введенного Петром 1, был У – "Геометриа славенски землемерие" (1708). В 1760 вышел "Краткий российский летописец с родословием" – первый У отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 – начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъем общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У Образцом этого явилось "Родное слово" (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 – начале 20 вв. появляются У по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе – например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970).

  В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У, особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У перерос в отрицание необходимости стабильных У вообще. В 20-х – начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, "рассыпные" У, журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении "Об учебниках для начальной и средней школы" (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки У и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У С этого времени в СССР ведется систсматическая работа по созданщо и выпуску У, рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что "... главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам.

  Советские школьные У являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У Еще Ушинский писал: "... При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу" (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество У – это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда.

  В практике подготовки и издания сов. У сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

  В У знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приемы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У является то, что он создается и используется как составная часть учебного комплекса (учебник – сборник задач и упражнений – книги для чтения и хрестоматии – справочники и словари – материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создает новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У, приобретают новые системные свойства. У все активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.

  Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У, призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У привлечены видные ученые, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У появился новый вид учебной книги – программированный учебник.

  Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У назвать нельзя, т.к. в большинстве случаев – это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника.

  У для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.).

  Подготовка и издание У в СССР – дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У У – самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У; в 1970–76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений.

  Больших успехов в подготовке и издании У достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.

  В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У, что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. причинами.

  Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. (Сб. ст.), 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.), в. 1–4, М., 1974–76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, (.), UNESCO, 1970.

  И. М. Терехов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 04:41:43