Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Управление (социальн.)

Управление (далее У) элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У (социальн.) как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

  Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У (социальн.) У (социальн.) с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определенные требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма У (социальн.) – стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок – основной регулятор капиталистической экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений. Под влиянием современного производства и научно-технической революции в капиталистических странах широко распространены государствено-монополистическое программирование, регулирование экономики, общественных отношений и духовной жизни, которые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить ее.

  Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы У (социальн.), постепенно формируются специфические общественные институты – субъекты У (социальн.), т. е. система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.

  Сознательные факторы У (социальн.) в ходе истории претерпели глубокие изменения – от У (социальн.) посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до У (социальн.) обществом на научной основе в условиях социализма.

  Границы У (социальн.), его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономических отношений, характера социально-политического строя. В классовом обществе сознательное У (социальн.) приобретает классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или группы классов).

  В буржуазного обществе У (социальн.) основано на частной капиталистической собственности, а главной целью буржуазии, управляющей обществом посредством государства и др. организаций, является упрочение собственного господства. В социалистическом обществе У (социальн.) основано на общественной собственности, а его целью является развитие и совершенствование производства, всех общественных отношений, культуры для все более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют обществом, непосредственно или через представительские органы, сами трудящиеся. В условиях социализма У (социальн.) приобретает научный характер. "Только социализм, – писал В. И. Ленин, – даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 381). Социализм – общество, создаваемое планомерно усилиями народных масс под руководством Коммунистической партии и социалистического государства на основе научного познания и практического использования объективных закономерностей. Управлять обществом научно – это значит познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения социальных сил. Т. о., научное У (социальн.) обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т.п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистического общества и достижения поставленных целей – решения задач коммунистического строительства.

  Научное У (социальн.) предполагает активный процесс познания общественных закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объем и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объем и значение стихийных регуляторов сокращаются. При современном уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются некоторые стихийные силы природы, оказывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности сельского хозяйства. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колхозном рынке, бракосочетания, вкусы и потребности людей и т.п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистический характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создает возможность учета и влияния на них.

  В. И. Ленин придавал огромное значение вопросам научного У (социальн.), рассматривая его организацию как одну из основных задач социалистического и коммунистического строительства. Коммунистическая партия, В. И. Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали основные принципы социалистического У (социальн.): системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-политических и идеологических проблем; единство хозяйств, и политического руководства; демократический централизм – сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы масс; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях; принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов У (социальн.); территориально-отраслевой принцип, согласно которому необходимо сочетать административно-территориальный подход с отраслевым, и др. Партия, В. И. Ленин разработали вопрос о субъекте У социалистическим обществом как системе государственных и негосударственных организаций и учреждений, руководимых Коммунистической партией; основные требования к работе аппарата У (социальн.): компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон, систематичность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров У (социальн.) Принципы У (социальн.) находят конкретное выражение в государственном У (социальн.), У (социальн.) экономикой, техническими системами (см. разделы: У (социальн.) государственное, У (социальн.) производством, У (социальн.) в технике).

  У (социальн.) предполагает осуществление субъектом У (социальн.) ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей ее средой. Информация позволяет субъекту У (социальн.) иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.

  В результате научного У (социальн.) обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистической партии в СССР построен развитой социализм, который характеризуется высокой степенью зрелости всех сфер общественной жизни, их тесным разносторонним взаимодействием и взаимовлиянием. Именно развитой социализм требует и позволяет обеспечить гармоничское развитие всех сфер общественной жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономические, социально-политические и идеологические проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких научно-технических и экономических преобразований, сочетать экономический рост с решением широких социальных задач – повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к социальной однородности, дальнейшим подъемом культуры. Все это выводит вопросы У (социальн.) за рамки компетенции только специфических органов У (социальн.), руководителей и специалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех партийных, советских, хозяйственных организаций, всех коллективов трудящихся.

  В развитом социалистическом обществе значительно возросли возможности У (социальн.) в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. Значительное развитие получила наука и технические средства У (социальн.), в особенности электронно-вычислительная техника, создаются управления автоматизированные системы (АСУ) (например, АСУ отраслью, предприятием, технологическим процессом). КПСС, отмечая успехи в совершенствовании У (социальн.), в то же время постоянно подчеркивает необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств У (социальн.) Задача научного У (социальн.) обществом состоит в том, чтобы полнее использовать преимущества и возможности социалистического общества, обеспечить его эффективное функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму.

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 – 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 – 25; Энгельс Ф., Об авторитете, там же, т. 18; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37; е гож е, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК, там же, т. 44; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ленинизм и управление социальными процессами при социализме, М., 1973; Афанасьев В. Г., Научное управление обществом, 2 изд., М., 1973; его же, Социальная информация и управление обществом, М., 1975; Петров Г. И., Основы советского социального управления, Л., 1974.

  В. Г. Афанасьев.

  У государственное, одна из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы; важнейшая часть социального управления. В государственном У (социальн.) участвуют в той или иной мере все органы государства, осуществляющие его внутренние и внешние функции, обеспечивающие защиту экономических, политических и социальных интересов господств, классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав), установление иерархии и соподчиненности определяются конституциями, законами и др. правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность), а также совершают властные действия, необходимые для поддержания общественного порядка и государственной дисциплины (распорядительная деятельность). Имеются государственные органы, основное назначение которых состоит в повседневном осуществлении государственного У (социальн.) в общегосударственном масштабе или в определенном регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и др. сферах. Деятельность таких чисто управленческих органов по своему содержанию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, которая в целом также может рассматриваться как государственное У (социальн.)

  В социалистических государствах система органов государственного У (социальн.) в широком смысле слова возглавляется представительными органами государственого власти (например, Советы депутатов трудящихся в СССР). Представительские органы формируют исполнительно-распорядительные органы государственной власти, которые подотчетны и подконтрольны им. Повседневную работу по государственнному У (социальн.) в различных сферах осуществляют исполнительно-распорядительные органы, объединяющие: органы общей управленческой компетенции (Советы Министров и исполкомы местных Советов; органы отраслевого и функционального управления (министерства, Государственные комитеты Советов Министров, центральные ведомства при Совете Министров СССР); администрации производственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Органы государственного У (социальн.) можно также классифицировать по территориальному признаку: центральные органы и местные, а для федеративных государств – органы федерации и республиканские органы.

  В СССР в условиях развитого социалистического общества роль государственного У (социальн.) возрастает, что связано с усложнением общественной жизни, потребностями научно-технического прогресса. Проводится работа по совершенствованию структуры государственного аппарата, упразднению лишних его звеньев, повышению ответственности каждого работника: в сфере государственного У (социальн.) созданы научно-технические советы. Серьезное значение имеет и правовая регламентация (закрепленная в правовых актах) вопросов государственного У (социальн.), в частности правильное определение функций каждого органа государственного У (социальн.), разделение компетенции между ними.

  Одним из важнейших направлений совершенствования государственного У (социальн.) является последовательное расширение участия в нем населения.

  В современных буржуазных государствах основной тенденцией государственного У (социальн.) является расширение полномочий исполнительной власти, присвоение ею прерогатив представительских органов (парламентов) и прежде всего его законодательных функций как в форме делегированного законодательства, так и на конституционной основе. Характерная черта современного буржуазного государства – наличие огромного государственного аппарата и постоянный его рост. Это связано прежде всего с расширением сферы деятельности буржуазных государств, особенно в области экономического и социального регулирования. Расширились и "традиционные" формы буржуазного государственного У (социальн.) (полиция, армия и т.д.), что также привело к созданию новых управленческих органов и подразделений, к увеличению численного состава органов, существовавших ранее. Рост государственного аппарата повлек за собой и дальнейшую бюрократизацию системы государственного У (социальн.) (строгая иерархия органов У (социальн.), особые привилегии чиновничества, сложная система комплектования и т.д.). Характерна тенденция к освобождению органов государственного У (социальн.) от контроля выборных органов и суда, к созданию особых административный трибуналов, не входящих в общую систему правосудия (см., например, административная юстиция). В условиях государственно-монополистического капитализма наблюдается стремление предоставить чрезвычайные (дискреционные) полномочия узкой группе лиц государственного аппарата (например, правительству) или даже одному-двум высшим должностным лицам (главе правительства, президенту).

  Лит.: Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968; Лунев А. Е., Теоретические проблемы государственного управления, М.. 1974.

  А. Е. Лунев.

  У производством, конкретно-исторический способ упорядочивающего воздействия на процесс общественного труда в соответствии с объективными законами развития производства; один из основных видов социального У (социальн.)

  У (социальн.) производством в досоциалистических общественно-экономических формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У (социальн.) осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением классового общества У (социальн.) приобретает двойственный характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой – У (социальн.) становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельческих и феодальных способов производства У (социальн.) в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физическому или административному (внеэкономическому) принуждению.

  В условиях капитализма выделяются три основных этапа развития У (социальн.) производством. В период становления капитализма капиталистической мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистического производства выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного производства функция У (социальн.) отделяется от капитала-собственности. У (социальн.) осуществляют наемные управляющие. Период государственно-монополистического капитализма характеризуется формированием института профессиональных организаторов производства – менеджеров, внедрением в процесс У (социальн.) современных технических средств, попытками государственного вмешательства в капиталистическую экономику. Элементы научного У (социальн.) капиталистическим производством возникают и развиваются на стадии крупного машинного производства и в эпоху государствено-монополистического капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У (социальн.) капиталистическими предприятиями, особенно его организационно-технических аспектов, считал необходимым "... перенять все действительно ценное из европейской и американской науки" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистических странах (США, Японии, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт использования электронно-вычислительной техники в У (социальн.), совершенствования структур У (социальн.) отдельными фирмами, компаниями, конгломератами (У (социальн.) по проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу "внедрение нововведений и др.), использования новейших методов организационно-технического У (социальн.) (системы "планирование – проектирование – разработка бюджета", исследование операций, системный анализ и т.п.). Однако сфера научного У (социальн.) при капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отдельные предприятия, компании, конгломераты. Государственно-монополистическое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и интеграционные процессы в капиталистической экономике не меняют сущности "... анархически построенного капиталистического общества...", основной силой развития которого выступает "... стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный" (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171).

  У (социальн.) общественным производством при социализме – сознательное регулирование процесса социалистического общественного производства в целях обеспечения оптимальной взаимосвязи между всеми частями народного хозяйства, бесперебойного его функционирования и развития. При этом роль единого экономического центра У (социальн.) выполняют центральные хозяйственные органы.

  Объектом У (социальн.) в системе социалистического общественного производства является народное хозяйство, которое представляет собой систему хозяйственных объектов: отраслей производства, территориальных комплексов, всесоюзных (республиканских) промышленных и производственных объединений, предприятий. Цели У (социальн.) в соответствии с его уровнями подразделяются на народно-хозяйственные, отраслевые, территориальных, отдельных объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономической политике Коммунистической партии и социалистического государства.

  Организация процессов У (социальн.) характеризуется определенной последовательностью управляющего воздействия: целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным У (социальн.), распорядительством, координацией, стимулированием, учетом, контролем. При народно-хозяйственном подходе к У (социальн.) эти различные управленческие функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органическое единство планирования и оперативного У (социальн.) Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов – от Госплана до планового отдела предприятия, представляет собой специфический вид управленческой деятельности. Оперативное У (социальн.) отраслями осуществляется центральными хозяйственными органами министерств и ведомств, отдельными производственными объединениями (предприятиями) – производственными отделами, диспетчерской службой предприятия и др. (их задачи – организация конкретного процесса производства, его регулирование, поддержание необходимого ритма и т.п.).

  В У (социальн.) народным хозяйством сочетаются отраслевой и территориальные принципы. Главные задачи отраслевого У (социальн.): определение потребности и обеспечение народного хозяйства продукцией отрасли, проведение единой технической политики, организация внедрения достижений научно-технического прогресса, изучение и распространение передового опыта, изучение качественных показателей работы хозяйственных объектов. Основная задача территориального У (социальн.) – обеспечить комплексное развитие того или иного экономического района путем единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования.

  Методы У (социальн.) общественным производством классифицируются по содержанию (экономические, организационнно-технические, социологические, демографические и пр.), по направленности воздействия (на какие интересы участников общественного производства они направлены – материальное и моральное стимулирование), по организационной форме (по форме выработки управляющего воздействия – индивидуальная, коллегиальная, коллективная; по типу – акт или норма, разовое или повторяющееся воздействие и др.).

  В состав кадров У (социальн.) входят хозяйственные руководители всех рангов, а также функциональные руководители, специалисты и вспомогательный персонал (операторы, секретари, учетчики и др.). По способу выработки и реализации решений хозяйственные руководители подразделяются на 3 группы: 1) не принимающие решений и участвующие вместе с непосредственными исполнителями в их реализации (мастера, бригадиры комплексных бригад и др.); 2) принимающие решения, сами организующие их реализацию и осуществляющие контроль за исполнением (начальники участков, небольших цехов и др.); 3) осуществляющие реализацию принимаемых ими решений и контроль за их выполнением через специальный управленческий аппарат (руководители крупных цехов, предприятий, объединений, отраслей народного хозяйства). Функциональные руководители осуществляют лишь часть управленческих функций на порученном объекте или участке производства (главный инженер несет ответственность за техническую службу, главный бухгалтер – за учет и т.д.). Технические средства У (социальн.) подразделяются: на средства формирования, передачи и анализа информации, оборудование рабочих мест и служебных помещений.

  Современная система органов У (социальн.) В соответствии с демократическим характером У (социальн.) при социализме функцию руководства общественным производством осуществляют как государственные, так и негосударственные органы. Руководящая роль в У (социальн.) народным хозяйством принадлежит Коммунистической партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистичесой экономики.

  В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верховным Советом и Советом Минитсров СССР – высшим органом У (социальн.) Совет Министров СССР объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы. Органы Совета Министров СССР подразделяются на органы преимущественно отраслевого и органы межотраслевого назначения (государственные комитеты, некоторые министерства, главные управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства: осуществляющие прогнозирование, планирование, учет и контроль (Государственный плановый комитет, Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, Комитет народного контроля СССР); ведающие отдельными сторонами общественного производства (Государственный комитет по труду и заработной плате СССР, Госстандарт СССР и др.); ведающие соответствующими отраслями народного хозяйства (например, материально-техническим снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР).

  В общем плане отраслевые органы У (социальн.) народным хозяйством подразделяются на органы, ведающие общественным производством (промышленностью, сельское хозяйством, строительством, транспортом) и сферой обращения (торговлей).

  Структура промышленности обусловливает необходимость отраслевого У (социальн.), которое наиболее полно отвечает требованиям научно-технического прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производственно-технических, организационных, экономических и имущественных связей как внутри отрасли, так и межотраслевых. При этом в системе социалистического народного хозяйства обеспечивается достаточная хозяйственная самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и территориального У (социальн.) проявляется: в функционировании союзно-республиканских министерств (министерства легкой, пищевой и др. отраслей промышленности в союзных республиках находятся в двойном подчинении – союзного министерства и Совета Министров союзной республики, что позволяет сочетать единую техническую политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономического района); в расширении прав союзных республик по руководству подчиненной им промышленностью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения; в создании плановых комиссий Госплана СССР в крупных экономических районах.

  Непосредственное У (социальн.) отраслями промышленности осуществляют соответствующие отраслевые министерства. Функции У (социальн.) распределяются между внутренними структурными подразделениями аппарата министерства: коллегией, научно-техническим советом, функциональными управлениями (отделами), специальными подразделениями, а также главными отраслевыми управлениями. Постановлением ЦК КПСС и Совета Минитсров СССР от 2 марта 1973 "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью" предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и республиканским промышленным объединениям в качестве среднего звена У (социальн.) отраслью, а в ряде случаев и к двузвенной системе путем прямого подчинения министерству производственных объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений министерства. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами министерства и аппаратом всесоюзных и республиканских промышленных объединений. Часть управленческих полномочий главков передается производственным объединениям и предприятиям.

  Специфика организации У (социальн.) др. отраслями народного хозяйства определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе расширенного общественного воспроизводства.

  У (социальн.) сельским хозяйством осуществляют несколько министерств и ведомств. Общее руководство сельское хозяйством возложено на союзно-республиканское министерство сельского хозяйства СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. производства в совхозах и колхозах. У (социальн.) совхозами осуществляется централизованно системой государственных органов: министерство сельского хозяйства СССР – министерства сельского хозяйства союзных республик – тресты и объединения или районные управления сельского хозяйства – совхозы. Роль государства при У (социальн.) колхозами сводится к установлению планов поставок, координации планов производства и контролю за использованием неделимых фондов. Кроме того, государство использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колхозного производства: регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др.

  У (социальн.) строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Государственных комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) – межотраслевой союзно-республиканских орган, проводит единую техническую политику в области строительства, координирует работу ведущих проектных организаций, развитие строительной индустрии. При Госстрое СССР организован Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре, который проводит единую градостроительную политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т.п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и поселков.

  У (социальн.) транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегосударственное У (социальн.) морским и воздушным транспортом осуществляется министерствами путей сообщения, морского флота и гражданской авиации СССР, У (социальн.) автомобильным транспортом и речным флотом – соответствующими министерствами союзных республик.

  У (социальн.) торговлей организуется в соответствии со спецификой различных ее видов (государственной, кооперативной и колхозно-рыночной). У (социальн.) государственной торговлей осуществляется союзно-республиканским министерством торговли СССР и республиканским министерствами торговли.

  Совершенствование У (социальн.) народным хозяйством. Усложнение хозяйственных связей, вызванное ростом концентрации, углублением специализации и кооперирования производства, привело к значительному увеличению объема управленческого труда. Программа совершенствования У (социальн.), разработанная Коммунистической партией, предусматривает: 1) повышение научного уровня планирования, организацию долгосрочного прогнозирования, разработку генеральных программ развития социалистической экономики, ориентацию У (социальн.) на конечные народно-хозяйственные результаты; 2) улучшение организационной структуры и методов У (социальн.) народным хозяйством, сокращение расходов на содержание аппарата У (социальн.); 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегосударственных программ, сочетание отраслевого и территориального развития, перспективных и текущих проблем, обеспечение сбалансированности экономики; 4) более полное использование экономических рычагов и стимулов У (социальн.) на всех уровнях народного хозяйства; улучшение методов комплексного решения крупных общегосударственных, межотраслевых и территориальных проблем, создание системы У (социальн.) группами однородных отраслей; повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения; 5) широкое применение в планировании, учете и анализе хозяйственной деятельности, во всех процессах У (социальн.) экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники и средств связи; разработку и внедрение автоматизированных систем У (социальн.); 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров У (социальн.) с учетом требований научно-технической революции; 7) дальнейшее развитие принципов демократического централизма, предполагающее как развитие централизма, так и демократических начал в У (социальн.), широкое привлечение трудящихся к У (социальн.)

  Лит.: Каменицер С. Е., Основы управления промышленным производством, М., 1971; Гвишиани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Функции и структура органов управления, их совершенствование, под ред. Г. Х. Попова, М., 1973; Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью, под ред. Д. М. Гвишиани и С. Е. Каменицера, М., 1974; У социалистическим производством. Вопросы теории и практики, М., 1974; Бронников Ю. Н., У социалистической экономикой, 2 изд., М., 1975; Chandler A. D., Strategy and structure, Toronto, 1966; Drucker . ., Management: talks, responsibilities, practices, . ., 1974.

  Ю. Н. Бронников.

  У в технике. Объектами У (социальн.) в технике являются технические процессы – технологические (например, добыча полезных ископаемых, переработка сырья и материалов, обработка изделий и заготовок), энергетические (выработка, преобразование, передача и распределение энергии), транспортные (перемещение грузов и пассажиров), информационные (сбор, обработка, передача и хранение информации). Технические процессы расчленяются на операции – рабочие, непосредственно необходимые для выполнения процесса (снятие стружки при резании, перемещение экипажа, генерирование электрического напряжения и т.д.), и управленческие, обеспечивающие координацию выполнения рабочих операций, поддержание заданного режима работы оборудования и выполнение заданной программы. Совокупность управленческих операций составляет процесс У (социальн.) Процессы У (социальн.) имеют двойственный характер: с одной стороны, они зависят от конкретных, специфических для данного объекта условий и физических и законов; с другой – в процессах У (социальн.) разнообразными техническими объектами обнаруживаются общие закономерности. Изучение этих закономерностей привело к формированию общей теории У (социальн.) и кибернетики технической и к осуществлению на ее основе унификации и агрегатирования технических средств У (социальн.) Одна из важнейших тенденций научно-технической революцииосвобождение человека от выполнения большинства (или всех) технических операций. Замена человеческого труда работой механизмов и машин при выполнении рабочих операций – механизация производствасоздала предпосылки для освобождения человека от выполнения управленческих операций – для автоматизации производства. В технике раньше, чем в др. областях, сформировалась общая теория автоматического управления.

  Режим работы технического объекта определяется алгоритмом функционирования – совокупностью правил, предписаний, вырабатываемых в результате изучения технологии и экономики данного процесса (см. Алгоритмизация процессов). Теория автоматического У (социальн.) считает алгоритмы функционирования заданными и показывает, как на их основе построить алгоритмы управления, определяющие управляющие воздействия на объект с учетом динамических свойств системы У (социальн.), физических и технических ограничений.

  В соответствии с принципом необходимого разнообразия Эшби управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая. Для динамических технических объектов, описываемых разностными и дифференциальными уравнениями, этот принцип выражается в виде количественных условий управляемости и наблюдаемости: а) число управляющих органов должно быть не меньше числа управляемых величин; б) должны выполняться дополнительные условия, налагаемые на исходные уравнения. В основе алгоритмов У (социальн.) лежат некоторые общие фундаментальные принципы У (социальн.), определяющие характер связи с алгоритмом функционирования и возмущениями, влияющими на ход технического процесса. В технике используют три фундаментальных принципа: разомкнутого У (социальн.), замкнутого У (социальн.) (обратной связи) и компенсации возмущений. На раннем этапе автоматизации производства использовались алгоритмы функционирования лишь одного вида – стабилизации, т. е. поддержания постоянства регулируемой величины (см. Регулирование автоматическое). Позднее число алгоритмов функционирования и соответственно число видов систем У (социальн.) возросло, появились системы программного управления, следящие системы, поисковые системы, системы экстремального регулирования, оптимального управления, самоприспосабливающиеся системы.

  Автоматизация производства началась с автоматизации отдельных операций и процессов путем установки специализированных регуляторов (частичная автоматизация); по мере совершенствования технических средств и методов У (социальн.) автоматизируется большинство или все операции как единый комплекс (комплексная и полная автоматизация). Переход к комплексной автоматизации и более сложным алгоритмам связан, как правило, с использованием ЭВМ и созданием АСУ (социальн.) В АСУ автоматизируются сбор и передача информации об объектах, переработка информации и вывод управляющих воздействий на объекты и осуществляется оптимизация наиболее существ. параметров и процессов. АСУ технологическими процессами (АСУТП) первоначально лишь координировали действия регуляторов, осуществляя У (социальн.) на двух уровнях: непосредственное воздействие регуляторов на объект (нижний уровень) и задание регуляторам уставок от ЭВМ (верхний уровень). Возросшая надежность современных ЭВМ позволяет создавать АСУТП, в которых ЭВМ принимает на себя также и задачи, выполнявшиеся ранее регуляторами нижнего уровня.

  В АСУТП обычно используются специальные управляющие машиныЭВМ, имеющие многоканальные устройства связи с управляемыми объектами. АСУТП с управляющими ЭВМ резко расширяют возможности У (социальн.), позволяя эффективно управлять сотнями и тысячами параметров, осуществлять более совершенные и сложные алгоритмы У (социальн.), учитывать предысторию технич. процесса и совершенствовать алгоритмы в процессе У (социальн.) АСУТП применяют для У (социальн.) производством с перестраиваемой технологией, осуществляя, например, У (социальн.) станками и группами станков с программным управлением, при котором изменение технологии производится простой сменой или перфорационной ленты с записью программы работы станка (группы станков). Для автоматизации промежуточных ручных операций, таких, как смена инструмента, подача и транспортировка деталей и др., предусматривается создание программно управляемых роботов и систем автоматизации испытаний готовых изделий и их узлов, управляемых также ЭВМ. В перспективе предусматривается объединение программного управления технологией и испытаниями с автоматизированными системами проектирования.

  Переход от автоматизированных к автоматическим системам, в которых человек полностью отстраняется от У (социальн.) процессом, в принципе возможен, однако такие системы ввиду их большой стоимости создают редко. Обычно в АСУТП предусматривается участие человека в выполнении ответственных операций по постановке и корректировке целей У (социальн.), в принятии наиболее ответственных решений; кроме того, своим участием человек вносит в работу системы элементы творчества. Для обеспечения эффективного взаимодействия человека с ЭВМ разрабатываются устройства наглядного представления информации о ходе производственного процесса и устройства, облегчающие диалог оператора с ЭВМ, например дисплеи (см. Отображения информации устройство), мнемонические схемы.

  В 60–70-х гг. наметилась тенденция к слиянию АСУТП с автоматизированными системами организационного (административного) У (социальн.) в единые интегрированные системы У (социальн.) Соответственно формируется взгляд на теорию автоматического У (социальн.), теории информации, сложных систем, исследования операций как на разделы, образующие единую общую теорию У (социальн.) автоматизированными системами.

  Лит.: Воронов А. А., Основы теории автоматического управления, ч. 1–3, М., 1965–70; Глушков В. М., Введение в АСУ, 2 изд., К., 1974.

  А. А. Воронов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 06.11.2024 03:17:06