Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Универмаги

Универмаги (далее У) универсальные магазины, крупные магазины, имеющие в продаже практически все группы непродовольственных товаров, а во многих случаях и продовольственные товары. Впервые У появились во в середине 19 в. и получили широкое распространение в др. странах. К началу 20 в. в связи с усилением концентрации и централизации торгового капитала на монополистической стадии развития капитализма У объединяются торговыми монополиями.

  В России первые У появились в начале 20 в. Наиболее крупные из них: московский У фирмы "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), петербургский У "Экономического общества гвардейских офицеров" (ныне ДЛТ) и московский У "Экономического общества офицеров" (ЦУМ Военторга). Первый сов. У – ГУМ был открыт в 1921 в Москве. На 1 января 1941 в СССР насчитывалось 44 крупных У, на 1 января 1975–580 крупных и средних У По характеру своей деятельности У делятся на общегородские, обслуживающие население всего города и значительное число приезжих (иногородних) покупателей, и районные (межрайонные), рассчитанные на обслуживание населения одного или нескольких городских районов.

  У – наиболее прогрессивный тип магазинов по продаже непродовольственных товаров. Наличие в У универсального ассортимента товаров дает возможность покупателям приобрести в одном здании все необходимые товары, что упрощает и ускоряет процесс покупки. У широко практикуют различные формы дополнительного обслуживания покупателей многими видами услуг: обеспечивают доставку товаров на дом, имеют справочные бюро, столы упаковок, сборные кассы, камеры хранения купленных товаров, комнаты матери и ребенка, сберегательные кассы, отделения связи и т.п. У применяют новые формы торговли: самообслуживание с организацией потребительских комплексов, продажу товаров с открытой выкладкой, торговлю по образцам. Большой штат работников, широкий объем операций по приему, хранению и подготовке товаров к продаже и их внутреннему перемещению позволяют У осуществлять более детальное по сравнению с другими магазинами разделение труда, которое способствует повышению эффективности труда торговых работников, производительному использованию средств механизации (транспортеров, подъемников, погрузчиков, счетных машин и др.). Крупные У используют современные методы управления с помощью электронно-вычислительной техники.

  У по сравнению с другими типами магазинов имеют более высокую рентабельность, меньшие издержки обращения на тыс. руб. товарооборота, в том числе и эксплуатационные расходы на содержание зданий. Строительство У обходится на 10–15% дешевле, чем строительство нескольких небольших магазинов, имеющих в целом такой же размер торговой площади. У обычно размещаются в отдельно стоящих зданиях или в составе общегородских торговых центров.

 

  Лит.: Организация торговли промышленными товарами, 2 изд., М., 1971; Котов В. Н., Монополистические формы хозяйственных отношений, М., 1971, гл. 5, § 2; Кочуров А. М., Универсальные магазины, М., 1972; Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, 3 изд., М., 1971.

  А. М. Кочуров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 11:34:20