| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Узкоколейная железная дорога |  | Узкоколейная  дорога (далее У)  дорога облегченного типа с колеей, имеющей ширину, меньшую по сравнению с нормальной шириной (1520 мм в СССР). У.  дороги сооружают в основном для обслуживания промышленной предприятий, лесосек, шахт, рудников и т. п. В некоторых странах отдельные участки  дорог общего пользования имеют узкую колею. У.  дороги строят с шириной колеи 1000, 914, 750 и 600 мм и др. В СССР для наземных У.  дорог установлена стандартная ширина колеи 750 мм (до 90% эксплуатируемых У.  дорог). Главное достоинство У.  дорог - относительная простота сооружения из-за меньших объемов земляных работ, упрощенного и облегченного верхнего строения пути, а следовательно, меньшие первоначальные капиталовложения по сравнению с  дорогой нормальной колеи. К недостаткам относятся: меньшая провозная способность, необходимость перегрузки грузов на стыке их с дорогами нормальной колеи, большая потребность в локомотивах, подвижном составе (из-за меньшей массы поездов) и обслуживающем персонале. 
 У.  дороги играют важную роль во внутренних транспортных связях отдельных промышленных районов, могут быть экономичны при малых грузооборотах и небольших расстояниях перевозок. Для повышения экономической эффективности на У.  дорогах используют специальные грузовые тепловозы, большегрузные вагоны, приспособленные для перевозок определенных грузов (леса, руды, торфа и т. п.).
 
 Лит. см. при ст. Железная дорога.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:54:20 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |