Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ударение

Ударение (далее У) акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова и словосочетания. Различаются словесное ударение, тактовое (синтагматическое) и фразовое У Эти виды У связаны с линейной структурой высказывания, членимого на определенные отрезки. Особый вид У— логическое, связанное со смысловым подчеркиванием важнейшего слова предложения. Фонетически У может реализоваться путем повышения интенсивности ударного слога, достигаемого увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха — силовое ударение; путем изменения высоты голосового тона — музыкальное ударение; путем удлинения звука — количественное У Наиболее распространенный тип У — силовое (в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и многих др. языках). Музыкальное У известно целому ряду языков (литовскому, сербскому, скандинавским, бирманским, вьетнамскому, китайскому, японскому и др.). Количественное У в чистом виде, вероятно, не встречается, но признак длительности играет важную роль в реализации др. типов У Так, в русском языке ударный слог выделяется прежде всего большей длительностью по сравнению с неударными, которые могут не отличаться от ударного по интенсивности. Это проявляется в том, что русские, слыша, например, долгие гласные чешского языка, воспринимают их как ударные (в словах типа dovеsti — "довести", motуl — "бабочка"), хотя реально У в чешском языке всегда на первом слоге. В тех языках, где признак длительности характеризует сами гласные фонемы, этот признак не используется для реализации У, но долгие гласные неударных слогов отличаются по длительности от долгих гласных ударного слога. Иногда в языке сочетаются все признаки, реализующие У (так, во французском языке ударный слог не только более интенсивный, но и более долгий и высокий по тону). Случаев сосуществования в одном языке различных типов У мало (например, в шведском языке в многосложных словах имеется силовое У на первом слоге и музыкальное У на одном из последующих). Специфический тип У встречается в датском языке, где наряду с обычным силовым возможно У, осложненное гортанной смычкой (stød), представляющей собой, как предполагают многие ученые, остаток прежнего музыкального У Силовое У может выражаться в деформации гласных неударных слогов — так называемая редукция гласных (например, в русском, английском языках). В пределах слова могут различаться главное и второстепенное У (русский, английский, немецкий языки), контраст которых часто позволяет отличать сложные слова от сочетания двух слов с равноправными — главными — У (сравним немецкое Rоte аnner — "красное знамя" — Rоtgardìst —"красногвардеец"). Важными морфологическими свойствами У являются его подвижность и фиксированность, причем подвижность может быть связана как со слоговым (например, в польском), так и с морфологическим (например, в русском, английском языках) составом слова. В русском языке подвижное У (в одних формах на основе, в других — на окончании) образует акцентные парадигмы, соотносимые с морфологическими парадигмами склонения, спряжения и с моделями словообразования.

 В языке У выполняет различные функции: смыслоразличительную (сигнификативную), например "замок" — "замок", разграничительную (делимитативную) — особое фиксированное У, указывающее границу — начало или конец — слова (например, в чешском, венгерском языках); объединительную (кумулятивную), спаивая элементы слова в одно целое.

 У исторически изменчиво, в процессе развития языка один тип может сменяться другим. Так, в истории славянских языков древнейшее музыкальное У, находившееся в сложном взаимодействии со слоговой интонацией (акут — циркумфлекс) и долготой гласных, преобразовалось в большинстве из них в силовое. К балто-славянской эпохе относится действие так называемый закона Фортунатова — де Соссюра, регулировавшего изменение У в пределах словоформ и приводившего к появлению подвижного У в морфологических парадигмах.

  Лит.: Мейе А., Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951; Аванесов Р. И., Фонетика современного русского литературного языка, М., 1956; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Редькин В. А., Акцентология современного русского литературного языка, М., 1971.

  В. А. Виноградов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 04:23:06