Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Увертюра

Увертюра (далее У) (французское ouverture, от лат. apertura — открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме.

  Оперная У подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец У — вступление к опере "Орфей" Монтеверди (1607). К концу 17 в. сложились два основных типа У — французская (ouverture а la Française), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) — из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская У получила в где ее помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).

  Первоначально оперные У не имели идейно-образных связей с самой оперой; лишь со 2-й половины 18 в. композиторы трактуют У как симфонический пролог к опере, раскрывающий ее содержание (по словам К. В. Глюка, У должна служить "вступительным обзором содержания"), У может быть тематически связана с оперой ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки) или обобщенно выражать основной ее характер ("Свадьба Фигаро" Моцарта, "Севильский цирюльник" Россини).

  Виды оперных У: классическая У в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (У к операм "Альцеста" Глюка, "Дон Жуан" Моцарта, "Фиделио" Бетховена, "Князь Игорь" Бородина, "Проданная невеста" Сметаны и мн. др.); прелюдия, интродукция, вступление — небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщенно раскрывают основную коллизию, идею оперы ("Пиковая дама" Чайковского, "Кармен" Бизе, "Хованщина" Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера); У в форме попурри — ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединенных по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты).

  Из У к драматическим пьесам наиболее значительны У Бетховена к "Эгмонту" Гете и "Кориолану" Коллина, Балакирева к "Королю Лиру" Шекспира, Мендельсона к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира.

  В 19 в. видное место в симфонической музыке занимает концертная У — самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программная ("Фингалова пещера", "Прекрасная Мелузина" Мендельсона, "Римский карнавал" Берлиоза, "Моя родина" Дворжака). Наряду с У драматическими ("Манфред" Шумана, У - фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского) и пейзажного характера ("Осенью" Грига) большое распространение получила торжественная У ("Академическая" Брамса, "1812 год" Чайковского, "Торжественная" Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, "Праздничная" Шостаковича, "Приветственная увертюра" А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип У на народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его У "Ночь в Мадриде" и "Арагонская хота" продолжили М. А. Балакирев в "Увертюре на 3 русские народные песни", С. И. Танеев в "Увертюре на русскую тему" ("Про татарский полон") и многие советские композиторы. У к драматической пьесе и концертная У явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.

 

  Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М. — Л., 1950; его же, У "Руслан и Людмила" Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95; Попова Т., У, 2 изд., М., 1960; Riemann Н., Die französische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899; Botstiber Н., Geschichte der Ouvertüre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.

  И. Э. Манукян.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 21:39:25