| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Тяжелое машиностроение |  | Тяжелое машиностроение (далее Т) совокупность подотраслей машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъемно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов,  вагонов, дизелей. В состав Т входят металлургическое, горнорудное,  подъемно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. Т - основа тяжелой промышленности и строительства. Значительная часть заводов Т имеет в своем составе уникальные по размерам производственные цехи, располагает заготовительной базой для производства крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъемности. Заводы Т, как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами производства. 
 В дореволюционной России Т было развито слабо. Продукцию Т выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский (ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский (ныне Кировский), Брянский и некоторые др. В СССР Т начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929-1940) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного,  и горнорудного оборудования. К производству продукции Т были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования.
 
 Т обеспечивает не только нужды народного хозяйства СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значительную часть своей продукции.
 
 Металлургическое машиностроение в СССР стало быстро развиваться в годы первых пятилеток в связи с развитием металлургической промышленности. В 1929-32 был построен Иркутский завод Т, в 1933-34 введены в действие 2 крупнейших завода - Уралмашзавод им. С. Орджоникидзе (г. Свердловск) и Новокраматорский машиностроительный завод (г. Краматорск). Одновременно со строительством новых заводов реконструировались действующие предприятия, создавались технические службы, обучались кадры. К началу Великой Отечественной войны 1941-45 СССР располагал значительными мощностями по производству металлургического оборудования. Во время войны построены Южно-Уральский машиностроительный завод, Электростальский и Алма-Атинский заводы Т Кроме названных заводов, ныне производством металлургического оборудования занимаются также Ждановский и Бузулукский заводы Т и ряд др. Изготовляется современное оборудование для доменных печей полезным объемом 3200 и 5000 м3, производительностью 4 млн. т в год:  конвертеры емкостью 300-350 т; обжиговые машины для производства  окатышей площадью спекания 520 м2 производительностью 3,6 млн. т в год; машины непрерывного литья стали криволинейного типа для производства литых слябов производительностью 1 млн. т в год; оборудование для коксовых батарей производительностью 1 млн. т в год, для вакуумирования стали, высокомеханизированные и автоматизированные прокатные станы - блюминг "1300" и широкополосные производительностью по 6 млн. т проката в год, для холодной прокатки листа и труб различного назначения, трубосварочные и трубопрокатные станы; профилегибочные агрегаты и др. Данные о производстве металлургического оборудования приведены в табл. 1.
 
 Табл. 1. - Производство металлургического оборудования в СССР, тыс. т
 
    | 
 Металлургическое оборудование (доменное и сталеплавильное, прокатное, коксовое, агломерационное, машины непрерывного литья стали)
 
 в т. ч. прокатное
 
 | 1940
 
 | 1950
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | 29,7
 
 | 131,2
 
 | 222,0
 
 | 280,6
 
 | 312,9
 
 |   | 10,2
 
 | 66,1
 
 | 120,6
 
 | 140,1
 
 | 132,1
 
 |  Горнорудное машиностроение. До Октябрьской революции 1917 специализированных машиностроительных предприятий по производству горной техники в России не было. Оборудование ввозилось из-за границы. В первые годы Советской власти импорт горного оборудования продолжался. Лишь в 1930 на базе механических мастерских был организован Кыштымский механический завод, а в 1937 - криворожский завод "Коммунист", которые занимались изготовлением и ремонтом горных машин. Позднее производство горнорудного оборудования было налажено на ленинградском заводе "Пневматика", Конотопском и ряде др. машиностроительных заводов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистскими войсками был нанесен большой ущерб производству горнорудного оборудования. Часть заводов была перебазирована в восточные районы страны, где была создана новая база горнорудного машиностроения. В 1975 насчитывалось свыше 2 десятков заводов, производящих горнорудное оборудование, наиболее крупными из которых являются Ясногорский, Донецкий, Ворошиловградский, Ясиноватский и Воронежский машиностроительные заводы. Изготовляются роторные экскаваторы с отвалообразователями производительностью до 1250 м3 в час и на привлеченных предприятиях до 5000 м3 в час, комбайны очистные и проходческие, вентиляторы шахтные главного проветривания, оборудование для механизации поверхности шахт, обогатительное оборудование, буровые станки, щиты проходческие, лебедки шахтные и горнорудные, долота и др.
 
 машиностроение. Возникновение  машиностроения в СССР относится к 1924, когда в составе треста "Донуголь" было создано управление подсобных предприятий, затем был построен ряд заводов. В 1924-25 начался выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток, скреперных лебедок, конвейеров, позднее - врубовых машин, шахтных подъемных машин и лебедок, аккумуляторов и электровозов. В 1941-45 на востоке страны была создана своя база  машиностроения. Наиболее крупные заводы подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.
 
 Предприятия  машиностроения изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации основных процессов подземной добычи угля, в том числе очистные комбайны и струговые установки, комплексы и механизированные крепи для очистных работ, комбайны проходческие, оборудование для гидродобычи, проходки шахтных стволов, погрузки и транспортировки породы и угля в забоях и шахтах, обогащения, водоотлива, вентиляции, шахтного освещения и др.
 
 Производство  и горнорудного оборудования показано в табл. 2.
 
 Табл. 2. - Производство  и горнорудного оборудования в СССР
 
   | 
 Комплексы и механизированные крепи
 
 Комбайны очистные
 
 Комбайны проходческие
 
 Машины шахтные подъемные
 
 | Единица измерения
 
 | 1940
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | Комплекты
 
 тыс. пог. м
 
 шт.
 
 "
 
 "
 
 | -
 
 18
 
 -
 
 100
 
 | 97,0
 
 8,0
 
 885
 
 171
 
 264
 
 | 289
 
 37,9
 
 1172
 
 327
 
 183
 
 | 504
 
 68,25
 
 1263
 
 510
 
 263
 
 |  Подъемно-транспортное машиностроение. В дореволюционную Россию подъемно-транспортное оборудование поставлялось в основном иностранными фирмами. После Октябрьской революции его производство было организовано на ряде заводов различных отраслей промышленности; к 1940 оно достигло относительно высокого уровня, но по-прежнему было рассредоточено по многим отраслям промышленности. В дальнейшем удельный вес производства подъемно-транспортного оборудования на специализированных заводах увеличился. Наиболее крупные заводы: Узловский машиностроительный завод, красноярский завод "Сибтяжмаш", Ленинградский завод подъемно-транспортного оборудования, Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования.
 
 На предприятиях отрасли сосредоточено производство кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих, толкающих, вибрационных и т.д., кранов-штабелеров, эскалаторов, перегружателей и др. Созданы и освоены средства непрерывного и напольного транспорта (см. табл. 3).
 
 Табл. 3. - Производство подъемно-транспортного оборудования в СССР, шт.
 
    | 
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | Краны мостовые электрические
 
 Краны козловые
 
 Краны портальные
 
 Краны металлургические
 
 Конвейеры ленточные стационарные
 
 Конвейеры подвесные толкающие, с автоматическим
 
 адресованием грузов, км
 
 Конвейеры грузонесущие
 
 | 5737
 
 1472
 
 106
 
 34
 
 10630
 
 50
 
 820
 
 | 6494
 
 2312
 
 102
 
 54
 
 13043
 
 91,3
 
 2023
 
 |  Дизелестроение производит дизели общепромышленного применения - судовые, тепловозные, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей и др. Дизелестроение в России начало развиваться с конца 19 в. Были созданы отечественные оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения. К 1914 общий годовой выпуск дизелей в стране составил 122 тыс. л. с. После Октябрьской революции дизелестроение стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская лаборатория, позднее преобразованная в Центральный научно-исследовательский дизельный институт (ЦНИДИ). Были проведены работы по упорядочению типажа дизелей и созданию их новых типов, в том числе первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов дизелей, из них 14 новых, в том числе легкие быстроходные мощностью до 1000 л. с., судовые - до 4000 л. с. (1 л. с. = 0,736 квт).
 
 Во время Великой Отечественной войны было развернуто строительство танковых дизелей на Барнаульском заводе "Трансмаш", Уральском турбомоторном и др. заводах. В 50-60-х гг. было налажено производство ряда новых мощных дизелей для судов, тепловозов, буровой техники, передвижной энергетики и др. Проведена работа по повышению надежности и сроков службы дизелей, повышению их экономичности, созданию полностью автоматизированных дизелей и установок. В 1975 выпускалось 25 типов дизелей, газовых двигателей и газомотокомпрессоров более чем в 400 модификациях, агрегатной мощностью от 4 до 21 000 л. с. Наиболее крупные дизелестроительные заводы: Брянский машиностроительный, Коломенский им. В. В. Куйоышева, Барнаульский "Трансмаш" им. В. И. Ленина, Ленинградский "Звезда" им. К. Е. Ворошилова, Горьковский "Двигатель революции", Токмакский им. С. М. Кирова. Данные о выпуске дизелей приведены в табл. 4.
 
 Табл. 4. - Производство дизелей в СССР (без автотракторных)
 
    | 
 
 | 1940
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | Дизели общего назначения:
 
 шт.
 
 тыс. л. с.
 
 | 
 12140
 
 469,9
 
 | 
 54322
 
 8830,7
 
 | 
 59627
 
 16158
 
 | 
 65235
 
 18230,6
 
 |  Т достигло высокого уровня развития и в др. социалистических странах. Машиностроение Чехословакии производит современные прокатные станы, тепловозы, дизели, роторные и универсальные экскаваторы и др.; ГДР - сортовые прокатные станы, краны, дизели, роторные экскаваторы; Польши - судовые дизели, краны; Венгрии - волочильные станы, дизели и др.; Румынии - прокатное оборудование, дизели; Болгарии - подъемно-транспортное и др. оборудование.
 
 Среди капиталистических стран, которые производят большое количество продукции т. м., - США, ФРГ, Япония, Великобритания,  Италия.
 
 О производстве тепловозов и  вагонов см. в ст. Транспортное машиностроение.
 
 
 
 Лит. см. при ст. Машиностроение.
 
 И. С. Ревес, Е. С. Матвеев (раздел о дизелестроении).
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:21:34 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |