|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Туполев Андрей Николаевич | Туполев (далее Т) Андрей Николаевич (29.10(10.11).1888, село Пустомазово Тверской губернии, ныне область, — 23.12.1972, Москва), советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). В 1908 поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н. Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке; участвовал в постройке планера, на котором совершил свой первый полет. По окончании училища (1918), вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918—35 заместитель руководителя института. В 1922 сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ, деятельность которого была связана с развитием тяжелых сухопутных, морских боевых и гражданских самолетов, торпедных катеров и аэросаней.
В 1922—24 руководил работами по внедрению дуралюмина в самолетостроение; в 1924—25 создал АНТ-2 и АНТ-З — первые советские цельнометаллические самолеты. Использование дуралюмина в конструкции самолетов позволило Т. впервые в стране перейти от биплана к свободнонесущему моноплану.
Т. разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На самолетах Т. завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с И. Д. Папаниным.
Большое число самолетов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Т. (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне 1941— 1945. В послевоенные годы под руководством Т. разработан ряд военных и гражданских самолетов, в числе которых 1-й советский реактивный бомбардировщик Ту-12 (1947), Ту-16, 1-й реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954), 1-й турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957), Ту-124, Ту-134, Ту-154. Создал также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.
Т. — почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). В 1958 Т. была присуждена медаль им. Жуковского "За лучшую работу по теории авиации". Удостоен также Большой медали ФАИ, премии им. Леонардо да Винчи (Италия), медали основоположников авиации ( и др. наград.
Член ЦИК 7-го созыва. Депутат Верховного Совета СССР 3—8-го созывов. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).
Награжден 8 орденами Ленина, 6 др. орденами, медалями, а также 2 иностранными орденами.
Лит.: Архангельский А. А,, В ногу с прогрессом, "Авиация и космонавтика", 1967, № 10—11; Минаев А. В., Авиационная техника, в кн.: Энергетическая, транспортная и авиационная техника. Космонавтика, М., 1969 (Очерки развития техники в СССР, кн. 2); Кербер Л. Л., Ту — человек и самолет, М., 1973.
А. А. Т.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:58:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|